Представляем вашему вниманию фрагмент из книги Никиты Кузнецова «Русская Антарктика. История в иллюстрациях».
1 — 3-я комплексные антарктические экспедиции. 1955 — 1959 гг.
С начала XX века ряд стран (Великобритания, Аргентина, Чили, Норвегия, Франция, Австралия и Новая Зеландия) выдвинули свои территориальные претензии на различные районы Антарктиды. Интересно, что начальником аргентинской станции на Южных Оркнейских островах в 1924 — 1925 годах был русский эмигрант — москвич, бывший гардемарин В. В. Добровольский (1895 — 1987), ставший, скорее всего, первым нашим соотечественником, зимовавшим на «ледяном материке».
Одним из активных участников попыток раздела Антарктиды была Норвегия. В 1930 году она объявила своей собственностью остров Буве, в следующем — остров Петра I. В январе 1939 года норвежский король издал указ о присоединении к территории Королевства части материка, получившей название «Сектор Буве». В ответ на это 27 января 1939 года советское правительство послало ноту правительству Норвегии. В ней указывалось на незаконность односторонних действий в отношении антарктических территорий. СССР резервировал свои права на решение вопросов государственной принадлежности в отношении Антарктики, открытой экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
При подготовке Второго международного полярного года (1932 — 1933) Советский Союз предложил программу антарктических исследований, включающую в себя создание полярной станции на острове Петра I и проведение океанографических работ в море Росса. Ее должен был возглавить выдающийся полярный исследователь Рудольф Лазаревич Самойлович. Но в тот период у СССР не было нужного количества судов, способных доставить на континент зимовщиков и выполнить океанографические работы (рассматривались варианты использования для этого китобойной флотилии «Алеут», но вскоре стало очевидным, что она не справится с предполагавшимися задачами). Кроме того, в возможности захода в Кейптаун судну под советским флагом отказало правительство Южно-Африканского Союза. В силу этих причин экспедиция не состоялась.
Проекты организации антарктической экспедиции с использованием судна, самолетов и постройкой станции на континенте предлагали руководству страны в 1945 — 1946 годах. Но в тот период все исследования ограничились работой, проводившейся научной группой китобойной флотилии «Слава» в 1946 — 1947 годах.
В 1950 году, в условиях все более жестких территориальных претензий на Антарктиду, СССР направил меморандум, в котором заявлял, что оставляет за собой право претендовать на весь Антарктический континент как его первооткрыватель. Ранее советские ученые провели серьезную работу по поиску и исследованию материалов, доказывающих приоритет России в открытии Антарктиды. 10 февраля 1949 года была принята резолюция общего собрания Географического общества СССР, в которой, в частности, говорилось: «Всякое решение вопроса о режиме Антарктиды без участия Советского Союза не может иметь законной силы, и СССР имеет все основания не признавать любого такого решения».
Стало ясно, что складывающаяся в мире политическая ситуация требует подтверждения своих претензий реальным присутствием в Антарктиде. Планы исследования континента были приурочены к Международному геофизическому году (1957 — 1958). На Второй антарктической конференции в Брюсселе в 1955 году советская делегация, которую возглавлял заместитель директора Арктического научно-исследовательского института Герой Советского Союза М. М. Сомов, заявила о намерении советской стороны построить основную базу в Антарктике на участке берега от 85 до 105° в. д., а также станции на Геомагнитном полюсе и Полюсе относительной недоступности.
13 июля 1955 года Совет министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) Академии наук СССР, на которую возложили научное руководство исследованиями. Техническим обеспечением занималось Главное управление Северного морского пути Министерства морского флота СССР, в состав которого входил Арктический научно-исследовательский институт (с 1959 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Начальником 1-й КАЭ стал Михаил Михайлович Сомов (его заместитель В. Г. Корт был начальником морской экспедиции). 18 ноября Президиум Академии наук СССР утвердил план проведения экспедиции и программу ее научно-исследовательских работ.
В конце ноября 1955 года из Калининграда вышел дизель-электроход «Обь», доставивший (вместе с однотипной «Леной" и теплоходом «Рефрижератор № 7», на борту которого находился запас продовольствия) участников 1-й КАЭ к берегам Антарктиды.
4 января 1956 года, преодолев небольшую ледовую перемычку, «Обь» подошла к острову Дригальского. На следующий день судно легло в дрейф в районе ледника Хелен из-за обнаружившегося на его пути большого скопления айсбергов. Через некоторое время видимость улучшилась, проход был найден, и дизель-электроход вошел в бухту Депо, где советские люди впервые высадились на шестой континент. Несколько дней на воздушную разведку летали самолеты Ан-2. Место, пригодное для оборудования постоянной базы, обнаружили в районе острова Хасуэлл, куда «Обь» пришла 15 января. Через четыре дня начались строительные работы, а 13 февраля 1956 года на побережье моря Дейвиса была открыта первая советская антарктическая станция — обсерватория Мирный.
Помимо создания станции, а также четырех временных выносных станций в ее окрестностях, в ходе 1-й КАЭ удалось собрать серьезные научные данные. Обследования — географическое, геологическое, геофизическое, гляциологическое и биологическое — побережья Антарктиды от 76 до 111° в. д. протяженностью около 2000 км включали также и аэромагнитную съемку и аэрофотосъемку.
В результате разведывательных полетов вдоль побережья к востоку и западу от Мирного, а также вглубь материка ученые изучили район Южного геомагнитного полюса и подступы к Полюсу относительной недоступности Антарктиды, получив основные сведения об этих местах.
В апреле — мае 1956 года впервые прошел санно-тракторный поход вглубь материка на расстояние 375 км от Мирного до высоты 2700 м над уровнем моря. В конечной точке маршрута полярники основали советскую внутриконтинентальную станцию Пионерская (существовала до 1959 года).
15 октября 1956 года в центральной части оазиса Бангера на расстоянии 370 км от Мирного была организована стационарная метеорологическая станция Оазис (использовалась до 1958 года).
Морская экспедиция провела комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Восточной Антарктиды в секторе от 91 до 162° в. д. на океанографических разрезах от островов Баллени до Новой Зеландии, через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива. В районе Мирного на карту было положено 25 новых островов и скал.
Во время экспедиции возникли деловые и дружеские контакты с иностранными коллегами, что было особенно важно в условиях противостояния с Западом в ходе «холодной войны». Всего в период Международного геофизического года исследования в Антарктике вели на 51 станции, принадлежащей 12 странам. «В результате такого сотрудничества, переросшего в ряде случаев в содружество, человечество за четыре года узнало о шестом континенте больше, чем за всю предшествующую историю исследования», — отметил А. Ф. Трёшников.
В 1959 году 12 стран (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР и Япония) подписали Договор об Антарктике — основной документ, определяющий правовое положение Антарктиды и исследований на ее территории. В нем указано, что Антарктида — континент мира, а заниматься его исследованием имеют право все страны, выполняющие ряд условий, в равной мере. На базе договора стали появляться новые акты международного права.
В 1956 — 1958 годах состоялась 2-я КАЭ, которую возглавлял Герой Социалистического Труда А. Ф. Трёшников (морскую экспедицию — И. В. Максимов). В результате проведения санно-гусеничных походов были открыты станции Комсомольская (использовалась до 1959 года) и внутриконтинентальная станция Восток-1 (впоследствии перемещенная в район Южного геомагнитного полюса и переименованная в Восток).
3-я КАЭ (1957 — 1959), работавшая под руководством Героя Советского Союза Е. И. Толстикова (морской частью руководил В. Г. Корт), продолжила научные исследования предыдущих экспедиций. В центральных районах материка при поддержке санно-тракторных поездов и авиации были открыты новые внутриконтинентальные станции Советская (работала до 1959 года) и Полюс недоступности (временная станция, наблюдения на которой выполнялись с 14-го по 26 декабря 1958 года). В этой экспедиции участвовал эстонский советский писатель Юхан Смуул (1922 — 1971), увековечивший ее историю в своей «Ледовой книге».
В течение первых трех экспедиций, проведенных в 1956 — 1959 годах, советским полярникам удалось прочно закрепиться в стратегически важных как с точки зрения проведения исследований, так и с геополитических позиций регионах Антарктиды и создать крупнейшую сеть научных станций и полевых баз. Начало постоянному присутствию отечественных ученых на шестом континенте было положено.