Родченко тесно общался с Владимиром Маяковским, Лилей и Осипом Брик, Вадимом Ковригиным, Николаем Асеевым и другими представителями творческой интеллигенции.
[Сборник: Владимир Маяковский]
Одни из самых известных фоторабот Родченко — портреты Владимира Маяковского (1924 год) и снимок с Лилей Брик. Именно его Родченко и Маяковский использовали для плаката Ленгиза. Кроме того, в своей мастерской на Мясницкой он снял знаменитый портрет Осипа Брика для журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств). На этом фото вместо одной из линз очков вмонтировано название самого издания.
С писателем и литературными критиком Осипом Бриком Родченко связывали тёплые отношения. Фотограф был одинаково хорошо знаком и с женой Осипа Лилей, и с их другом и сожителем Владимиром Маяковским. Этот любовный треугольник, зародившийся в 1918 году, стал одним из самых трагичных и обсуждаемых за всю историю русской литературы.
С Владимиром Маяковским Родченко связывала не только тёплая дружба, но и совместная работа в рекламе. Кроме того, Родченко был поклонником Маяковского. Поэт был лидером группы «ЛЕФ», в которую входили писатели, поэты, архитекторы и художники «левого фронта искусств». Вместе они выпускали журнал «ЛЕФ», а потом и «Новый ЛЕФ».
В 1924 году Маяковский позировал Родченко в его мастерской на Мясницкой. Получилась серия из шести скупых портретов поэта на фоне стены. Позже Александр Родченко вспоминал об этой съёмке:
«В 1924 году я впервые сделал 6 фотографий с В. В. Маяковского — это один из лучших его портретов и очень популярный.
Вечером я был у Бриков, Володя играл с Михаилом Левидовым и ещё с кем-то, не помню, в ма-джонг. Игра была очень оживлённая, так как Володе везло.
Было уже поздно и Левидов все деньги проиграл, но, желая отыграться, он поставил за какую-то сумму свою вечную ручку, не помню за сколько…
Володя выиграл и положил ручку в открытый боковой карман.
Игра ещё продолжалась несколько, но уже не знаю на что, но вскоре прекратилась.
Левидов стал просить ручку, ссылаясь на то, что это орудие производства, а долг он завтра отдаст. Володя был весел и страшно гордился выигрышем. Ответил: «Нет», он отдаст её тоже завтра, «не ставь орудие производства в карты. А я как трофей буду носить, пока не отдашь деньги».
Левидов ушел обиженный.
На другой день утром, прямо с Водопьянова, Володя зашёл ко мне, и я снял с него 6 фото в моей мастерской на Кировской:
1. Поясной портрет с папиросой.
2. В шляпе, до колен (выставленный на Всесоюзной фотовыставке в 1937 году).
3. В шляпе, в рост, с руками (не печатался).
4. Голова в фас.
5. Сидящий по колени.
6. Стоящий в рост.
Всё это снято 9×12, Берито, f число 6,3, на советских пластинках. Печатал первый особенно много в нашей печати и экспонировал на выставках за границей».
У Родченко была тёплая дружба и с соседом Маяковского, участником группы «ЛЕФ» поэтом Николаем Асеевым. Именно его портрет был опубликован в 1927 году в журнале профессионалов и любителей фотографии «Советское фото». Судя по ракурсу, для создания этого снимка Родченко пришлось забраться на шкаф, ведь фигура поэта полностью находится в кадре и расположена по диагонали.
Родченко также был знаком с писателем и критиком Сергеем Третьяковым, которому помогал в создании его нескольких книг — сборников стихов «Итого» и «Речевик», документальной повести «Дэн-Ши-Хуа». Фотограф взял на себя функцию художника-оформителя. В 1927 году автор сделал знаменитый снимок Третьякова, с которым у фотографа ассоциировался журнал «Новый ЛЕФ». Этот портрет стал одним из самых удачных в творчестве Родченко. На этом кадре запечатлён не совсем обычный человек: бритая голова, тонкая металлическая оправа очков, взгляд увлекающегося и постоянно готового к полемике писателя. Именно с Сергеем и его супругой Ольгой фотограф был очень близок, он искренне любил эту семью. Их общение продолжилось и после распада «Нового ЛЕФа».
Фотограф дружил с живописцем Александром Шевченко. Именно во время работы над его портретом Родченко начал экспериментировать с двойной экспозицией, похожей на монтажный переход в кинематографе. Фотограф нечасто обращался к этому приёму, предпочитая традиционный открытый монтаж с использованием ножниц и клея.
Родченко в 1934 году познакомился с молодым советским фотографом Вадимом Ковригиным, для которого стал учителем и ментором. Он научил юного коллегу применять приёмы живописи и достижения пикториальной фотографии.
Родченко любил снимать людей, погружённых в свою профессию. Для этого он работал с ними в своей мастерской на Мясницкой улице в Москве. Именно там происходила настоящая магия между фотографом и его объектом. Подобно проницательному психологу, Родченко умел запечатлевать на снимке самые неизвестные, потаённые и мистические черты характера своей модели.