Что произошло?
Надо признать, что в заголовке есть небольшая неточность. Георгий Маленков пришёл к власти 5 марта 1953 года. Дело было поздним вечером, приблизительно за час-два до смерти Сталина. Пока все радиостанции Советского Союза траурными интонациями сообщали гражданам СССР о «дыхании Чейна-Стокса» и «стабилизации здоровья вождя», в Кремле состоялось совместное заседание ЦК, Совмина и Президиума Верховного Совета СССР. На нём сторонники Сталина отправили ещё живого «кормчего» в отставку со всех постов. Должность председателя Совета министров занял Маленков. Формально это был ключевой пост в государстве. Должность Генерального секретаря ЦК КПСС была упразднена ещё в 1934-м. Тем не менее соратники Сталина пошли дальше, освободив его ещё и от должности партийного лидера. Эти функции отошли Хрущёву.
В Президиум ЦК КПСС умирающего вождя всё же включили, но это были мелочи. Сталин умер, будучи лишённым всех руководящих должностей. Маленков стал главой правительства и де-факто главой государства. На деле же он был лишь одной из трёх ключевых фигур. Высшую власть должна была быть разыграна в сложной партии, участниками которой, помимо Маленкова, были Лаврентий Берия и Никита Хрущёв. Первоначально Маленков имел преимущество. Он справедливо полагал, что должность Председателя Совмина важнее должности Секретаря ЦК. Кроме того, на первых порах Маленкова поддерживал Берия, а вместе с ним двое опытных аппаратчиков Лазарь Каганович и Вячеслав Молотов. Однако распорядиться этим преимуществом Маленков так и не смог.
Могло ли быть иначе?
Могло, если бы Маленков сохранил союз с Берией. Однако новый глава правительства быстро разочаровался в этом альянсе. Что послужило тому причиной — загадка. Возможно, Маленков счёл, что Берия для него опаснее, чем Хрущёв. Не исключено, что сам Хрущёв и убедил его в этом. 26 июня 1953-го Берия был арестован прямо на Совещании Совета министров. Заступаться за него Маленков не стал. Известно, что, находясь в тюрьме, Берия писал Маленкову письма, в которых обещал «крепко исправиться». Глава правительства эти послания проигнорировал. В декабре того же года Берия был расстрелян.
Маленков к тому времени уже превратился в хромую утку советского образца. Ещё один удар был нанесён по нему в сентябре, причём Маленков, совершенно того не подозревая, нанёс его себе сам. По его предложению был учреждён пост Первого секретаря ЦК КПСС (аналог генсека), назначения на который получил Хрущёв. Главный конкурент Маленкова сосредоточил в своих руках власть над партийным аппаратом. Тридцатью годами ранее Сталин убедительно доказал, что власть над партией куда важнее, чем власть над министрами. Хрущёв доказал этот принцип повторно. В 1955-м Хрущёв подверг оппонента критике и добился его снятия с поста Председателя Совмина. Маленков стал главой министерства электростанций. Это почётная отставка. При Сталине она означала бы скорый расстрел, да только соратники Вождя, покончив с Берией, негласно договорились о полном отказе от насилия в отношении друг с другом.
Два года спустя Маленков попытался взять реванш. Объединившись со «сталинскими гвардейцами» Кагановичем и Молотовым, он пошёл в атаку на Хрущёва, но того вновь, как и в истории с Берией, выручил маршал Жуков. Июньское заседание Пленума ЦК длилось четыре дня. Сначала партия Маленкова явно брала верх, но, когда в дело вмешался Жуков, ветер переменился. Хрущёв победил окончательно и бесповоротно. Тогда и появилась легендарная формулировка: «антипартийная группа Маленков, Каганович, Молотов и примкнувший к ним Шепилов». Маленкова вывели из ЦК и отправили руководить электростанцией в Усть-Каменогорске. Пусть официально это так и не называлось, но по сути это была самая настоящая ссылка.
Что изменилось бы?
Удивительно, но один из самых ловких сталинских интриганов, демонстрировавший высочайшие навыки выживания в смертельно опасной игре, в которой по умолчанию участвовал любой из соратников Сталина, считался большим либералом. Да, по советским меркам того времени Маленков действительно был либерален. Совершить чего-то заметного он, конечно, не успел, но курс на перемены наметил.
Во-первых, Маленков решил бороться с бюрократией. Он уменьшил размеры денежных вознаграждений партийным функционерам. Считается, что именно эта непопулярная мера и погубила его. Хрущёв, став первым секретарём, вернул прежние порядки, резко увеличив своё влияние среди аппаратчиков.
Во-вторых, на одном из закрытых заседаний Маленков якобы провозгласил курс на «коллективное управление страной». По его плану, Политбюро должно было принимать все ключевые решения коллегиально. К этому СССР придёт при Брежневе, но в 1953-м время «коллективного управления» ещё явно не настало. В-третьих, Маленков отменил ряд фундаментальных сталинских запретов, например, на иностранную прессу. Были отменены некоторые ограничения на выезд из страны. Именно эти маленькие реформы и снискали Маленкову славу «либерала», хотя никаким либералом он, конечно, не был. Он был верным сталинцем и, несомненно, продолжал бы его курс.
Развенчания культа личности точно не было бы. Забери Маленков власть, Сталин по сей день лежал бы в Мавзолее. Ну, уж точно пролежал бы там на 27 лет дольше, чем в реальности. Судьба отмерила Маленкову очень долгую жизнь. Он умер в январе 1988-го. Одолей он Хрущёва в битве за власть, мог бы умереть полноценным советским лидером. Лидером, который правил 35 лет. Дольше, чем Сталин.