Год издания: 1991
Страна: Австрия
Филиппа фон Гогенгейма, позже прославившегося как Парацельс, отец научил всему, что знал сам, а он был неплохим врачом, хирургом и алхимиком. Окончив Базельский университет, 23-летний Парацельс отправился скитаться. Он посетил чуть ли не все страны Западной и Восточной Европы, Северную Африку, Палестину, Константинополь и Россию. Где бы он ни был, молодой швейцарец не только беседовал с коллегами-медиками на высоконаучные темы, но и постигал премудрости народной медицины с помощью знахарей, повивальных бабок и цирюльников. Странствовал он десять лет, и когда вернулся в Базель, то обладал багажом практических медицинских знаний, несопоставимым с книжной теорией современных ему медиков.
Парацельс доказал своё мастерство, вылечив несколько богатых князей, от которых отказались самые именитые швейцарские доктора. Так он получил должность профессора медицины в университете и нажил немало недругов. На него ополчились не только медики, но и профессура: ведь преподавал этот «невежда» тоже не так, как другие. Студентов он не учил древним мудростям Галена или Ибн-Сины, зато таскал их по больницам, знакомя с реальными болячками и строением человеческого тела. Вскоре этот выскочка настроил против себя и могущественный аптекарский цех: вместо дорогих и сложных лекарств он прописывал своим больным простые снадобья, которые, как назло, прекрасно излечивали людей, а при боли в печени вообще советовал пить пиво. Совместные действия всех его недругов заставили Парацельса отказаться от профессорской кафедры и вновь отправиться в дорогу.
Теперь он кочевал в основном по Германии, в каждом новом городе вновь отстаивая своё право лечить людей. Обычно после исцеления больного, от которого местные светила медицины отказались, хворые жители толпами шли к Парацельсу, а врачи-конкуренты добивались его изгнания. Переезжая из города в город, Парацельс успевал ещё и писать научные труды. Естественно, он был сыном своего века и поэтому не только описывал болезни, но и сочинил, например, «Книгу о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах». Одним из первых швейцарский медик перешёл от алхимии к химии, выделяя из лекарственных трав их целебный субстрат, который он называл «квинтэссенцией». Все труды Парацельса были опубликованы только десятилетия спустя после его смерти.
Последние годы жизни великий врач провёл в Зальцбурге, где местный князь подарил ему маленький домик. Недруги-врачи достали его и там. По легенде, именно они подослали к Парацельсу наёмных убийц, которые разбили доктору голову о придорожные камни. Зальцбургские доктора отказались лечить конкурента, и он умер через несколько дней.