Династия Сельджукидов, как нетрудно догадаться, была названа именем Сельджука — деда Тогрул-бека, предводителя нескольких объединенных тюркоязычных племен. Тогрул-бек родился около 990 г., и уже к 1030 — 1040 гг. династия начала триумфальное шествие по Азии.
Началось все с того, что сельджукам были необходимы пастбища для их многочисленного скота: овец, лошадей, верблюдов, которым недоставало провизии. Именно это и стало одной из важнейших причин начала завоеваний. В 1038 году Тогрул-бек был провозглашен султаном в Нишапуре — к слову, спустя десятилетие в этом городе родится Омар Хаям.
«Потомки славного Сельджука из племени кынык захватили Хорасан, без боев подчинили Иран в 1040 — 1054 гг. и вышли на границы Византии. Сельджуки быстро шли на запад, безжалостно истребляя беззащитное население, даже женщин и детей. В 1055 г. великий султан Тогрул-бек вступил в Багдад. Разложившиеся и потому не сопротивлявшиеся Буиды еще 7 лет держались в Фарсе, а потом все кончилось, и для династии, и для этноса. Еще одной химерой стало меньше. В 1071 — 1078 гг. сельджуки захватили Малую Азию и Сирию», — рассказывал историю Тогрул-бека Лев Гумилев в своей книге «Тысячелетие вокруг Каспия».
После вступления в Багдад, о котором писал Гумилев, аббасидскому халифу ал-Каиму пришлось признать Тогрул-бека «царем Востока и Запада». Государственность сельджуков к тому времени претерпела существенные изменения, превратившись из простого союза племен в могущественную империю.
Столкновения с Византией были для Тогрул-бека не всегда однозначными. Например, осада Манцикерта 1054 года оказалась для султана провальной. Хоть воины Тогрул-бека и «кидались на городские стены словно змеи», взять город они не смогли. По рассказам хронистов, когда армия султана начала отступление, горожане скинули со стен голову свиньи и сопроводили этот жест следующими словами: «Возьми и подари эту свинью своей жене, и тогда мы отдадим тебе Манцикерт в качестве приданого». Во время этой осады погиб тесть Тогрул-бека — он был взят в плен и демонстративно казнен. Впрочем, в 1071 году султан и его родственник были отомщены: сельджуки наконец взяли Манцикерт, а также пленили византийского императора Романа IV Диогена.
Тогрул-бека считали гениальным полководцем своего времени, а также талантливым администратором. Он не просто завоевал новые земли, но и сумел удержать их.
«Три первых великих султана: Тогрул-бек, Алп-Арслан и Мелик-шах — правили счастливо, потому что их подданные, переселившиеся в Иран и Малую Азию, продолжали пасти свой скот, приносить подарки своим женам и обучать доблести и верности своих сыновей. Они оставались воинами. Духовные дела были препоручены халифу и арабам, а гражданские образованным персам», — так, согласно Гумилеву, завершилось правление Тогрул-бека и продолжилось правление его преемников.