В книге «Из жизни Петербурга 1890−1910-х годов» Д. Засосов и В. Пызин подробно описывают процесс заготовки льда: «Лед нарезался большими параллелепипедами, называемыми «кабанами». Сначала вырезались длинные полосы льда продольными пилами с гирями под водой. <…> Затем от них пешнями откалывались «кабаны»».
«Чтобы вытащить «кабан» из воды, лошадь с санями пятили к майне, дровни с удлиненными задними копыльями спускались в воду и подводились под «кабан». Лошади вытаскивали сани с «кабаном», зацепленным за задние копылья. «Кабаны» ставились на лед на попа. Они красиво искрились и переливались на весеннем солнце всеми цветами радуги», — продолжают авторы книги.
В темное время суток полученную прорубь огораживали, «вокруг майны зажигались фонари, чтобы предупреждать неосторожных пешеходов и возчиков». Работа по заготовке льда хорошо оплачивалась, поэтому желающих ее выполнять было предостаточно, несмотря на сложность и опасность.
Торговля льдом и снегом на рубеже 19−20 веков была весьма востребованным делом. Нева и Москва-река были не единственными ресурсами для заготовки «холода» на будущее лето. Для богатых клиентов лед привозили из других стран, например, Норвегии или Швейцарии. Одним из главных «ледовых» предпринимателей был купец Аникий Сысоев.
Добыча и продажа льда была необходима во всем мире. В Америке было налажено быстроразвивающееся массовое производство.