«Действовать или умереть»
Индия была жемчужиной в колониальной короне Британской империи. К концу 19-го столетия объём вложений в страну составлял почти 300 млн фунтов. Управленцы подогревали конфликт между индуистами и мусульманами: пробуждение национального самосознания не входило в планы империи. Расстановку сил изменила кровопролитная Первая мировая война. На фронтах погибли не меньше 60 тыс. индийцев, и империя пошла на уступки для своей «жемчужины».
В 1919-м издан закон о правительстве Индии, передававший власть на местах в руки коренного населения. Этот шаг не способствовал мирному сосуществованию туземцев: к управлению допускали индуистов, а вот мусульмане оставались за бортом. Кроме того, местных жителей возмущали унизительные наказания, которые практиковались англичанами. Обычным делом оставались публичные порки; провинившихся били столь яростно, что они потом долго не могли передвигаться. Британские генералы докладывали: в разных точках Индии вспыхивали беспорядки, восставшие не жалели собственных жизней. Демонстрации расстреливали.
Мусульмане в этот напряжённый период вернулись к «теории двух наций». Согласно ей, Индия делилась на два мира — индуизма и ислама, — не имевших точек соприкосновения. Идеологи подчеркивали, что дело было не только в религиозных отличиях — речь шла о разнице культур, правовых норм, отношении к миру. В одной из работ встречаем: «Два мира относятся к двум различным цивилизациям, в их основе лежат конфликтующие идеи».
Так появилась концепция независимого, «чистого» в религиозном смысле Пакистана. Одним из её сторонников был амбициозный молодой человек Мухаммад Али Джинна. Он учился в Великобритании на адвоката, там он проникся идеями либерализма. после возвращения на родину Джинна участвовал в деятельности старейшей в Индии Партии конгресса. Политик черпал вдохновение из стихотворений и философских трудов Мухаммада Икбала, «Звезды Востока». Лейтмотив произведений Икбала — исключительность исламского общества. Поэт и философ полагал, что мусульмане не могут сосуществовать в рамках одного государства с представителями других религий. Кроме того, по мнению Икбала, ислам представляет собой полноценную правовую систему, сосуществование двух конфессий в одном государстве приведёт к кровопролитию.
По другую сторону баррикад оказался Махатма Ганди с философией мирных перемен и акциями гражданского неповиновения. В 1935-м у активистов движения за независимость Индии появился весомый повод для радости: теперь здесь учреждены законодательные ассамблеи. Число избирателей увеличилось до 35 млн. Провозглашался принцип провинциальной автономии. Если раньше местные органы власти ведали преимущественно вопросами образования и здравоохранения, то теперь они стали заниматься и организацией правопорядка. Тем не менее новый закон об управлении Индией не удовлетворял активистов. Для них это была рабская конституция. Недовольство местных жителей вызывал тот факт, что выборы проводились по куриям, сформированным по национальному признаку.
«Чёрное пятно» в биографии Черчилля
С началом Второй мировой войны Великобритания стремилась получить военную поддержку в обмен на уступки для индийского населения. В 1942-м Индийский национальный конгресс потребовал предоставления стране независимости. Требование было отклонено, в ответ на это правительства 8 провинций ушли в отставку, а управление вверенными им территориями начали организовывать на основе собственных документов. В августе в стране прошли акции под лозунгом Ганди «действовать или умереть». Тактика ненасильственного сопротивления массами, очевидно, не была принята — в ход шли поджоги, грабежи и бомбы. Британские силы жестоко подавляли восстание: убиты, по разным данным, от 70 до 100 тыс. человек.
Одним из самых непримиримых врагов независимости Индии стал Уинстон Черчилль: как в молодости, так и на пике своей политической карьеры он убеждал оппонентов в необходимости сохранения колоний, поскольку считал их гарантией могущества империи. Черчиллю принадлежит следующее высказывание: «Расширение статуса доминиона для Индии невозможно… И мы не должны пытаться измерить путь к достижению статуса доминиона годами или поколениями. Скорость продвижения зависит только от внутреннего порядка и степени цивилизованности индийцев. В отношениях с колониями всегда нужно чётко знать, как далеко собираетесь пойти в уступках и где намереваетесь остановиться». Впрочем, аналогичные высказывания относительно «цивилизованности» в 1940-х позволяли себе многие британские политики.
В 1943-м Черчилля упрекали в бездействии в Бенгалии (провинция в северо-восточной части Индии), где от голода погибли до 9 млн человек. По мнению историков, частично ответственность за катастрофу могла лежать на Великобритании. Так, из Бенгалии по решению британской администрации вывезли десятки тысяч тонн зерна. В некоторых источниках утверждается, что Уинстон Черчилль настаивал на продолжении экспорта риса Бенгалией, несмотря на катастрофическую ситуацию в регионе (наводнения, уничтожившие значительную часть урожая, и невозможность импорта из-за японской оккупации Бирмы). Позже Лондон оказывал голодающей Бенгалии продовольственную помощь.
Резня в Калькутте
В 1946-м противостояние Индийского национального конгресса, боровшегося за независимость страны, и Мусульманской лиги, добивавшейся выделения Пакистана в отдельное государство, достигло кульминации и переросло в массовые убийства в Калькутте. 16 августа город разделился на два враждебных лагеря. На протяжении трёх дней индуисты и мусульмане убивали друг друга. Точное число жертв неизвестно, возможно, речь идёт о 4000 человек. Не жалели ни женщин, ни детей, сотни домов были разграблены. Трагические события в индийском городе отчасти послужили поводом к разделу британских колониальных владений. В соответствии с планом, предложенным вице-королём Индии, на карте появились два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. При этом судьба Пенджаба решалась раздельным голосованием в Законодательном собрании депутатов от округов, где преобладало мусульманское население, и депутатами от округов, где проживали индийцы. Пенджаб стал «камнем преткновения» для обеих сторон. Восточная Бенгалия и Западный Пенджаб приняли решение о присоединении к Пакистану. Восточный Пенджаб и Западная Бенгалия стали частью Индийского Союза.
Британская Индия официально перестала существовать в полночь 15 августа 1947 года. Линию раздела установил британский юрист Сирил Рэдклифф. Стоит отметить, что мужчина не мог похвастаться богатой юридической практикой. Однако в глазах британской администрации у него было неоспоримое преимущество: Сирил не бывал в Индии, следовательно, его отношение к разным группам населения не было предвзятым. «Линия Рэдклиффа» должна была разграничить земли с мусульманским и немусульманским населением. Важнейшие для сикхов территории перешли Пакистану, обстановка накалялась.
Накануне 1947 года численность населения Британской Индии составляла около 390 млн, после раздела — 330 млн. В Западном Пакистане проживали 30 млн человек, аналогичное число — в Восточном Пакистане. Мигранты сталкивались с отсутствием еды, медикаментов, одежды, грабежами и насилием. Раздел британской колонии сопровождался жестокими столкновениями мусульман и индусов. В Дели беженцы укрывались в старинной крепости Пурана-Кила и казармах.
Во время раздела Британской Индии отмечалось частое насилие женщин. Правительство Пакистана оценивало число пострадавших девочек, девушек и женщин в 50 тыс. человек, правительство Индии — в 33 тысячи. Общее число пострадавших, по разным оценкам, достигло 100 тысяч. От 12 до 14 млн человек стали бездомными.
Неопределённый статус Кашмира — области на северо-западе полуострова — делал мирные отношения двух доминионов невозможными. Кашмир в 1947 году объявил о своей независимости. После этого заявления сюда направились сначала пакистанские, затем индийские войска. Началась война за Кашмир. В ходе военных действий Пакистан потерял 4 тыс. солдат, Индия — тысячу. Вооружённый конфликт прекратился в 1949 году. Большая часть Кашмира перешла в состав Индии.
Ещё один спорный вопрос — использование водных ресурсов. В 1948-м правитель Восточного Пенджаба перекрыл снабжение каналов, частично располагавшихся на территории Пакистана. Эту проблему удалось решить, не прибегая к оружию.
Индия отказалась от статуса доминиона в 1950 году, Пакистан — спустя 6 лет. В 1965-м началась Вторая кашмирская война, её жертвами стали около 7 тыс. человек. Новый виток конфликта датирован 26 марта 1971 года, когда объявил о своей независимости Бангладеш. В 1984-м начался конфликт на леднике Сиачен, расположенном у границ Индии, Пакистана и Китая. Контроль над ним означал и контроль над торговыми путями из Китая в Пакистан.
Границы в Кашмире не установлены и сегодня, область остаётся «взрывоопасной».