Закавказье всегда считалось стратегически важным местом в разные периоды истории. На этой территории существовали еще с эллинистических времен различные государства. Колхида сумела обрасти легендами и мифами, тесно переплетенными с древнегреческой культурой. Где вымысел, а где историческая правда — пытаемся разобраться в этом материале.
Колхидское царство — древнейшее государство
Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.
В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.
История Колхиды
Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи. В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов»,
Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.
Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью. Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия. Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.
В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа. Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.
В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.
Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.
В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка. Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской). Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.