Из вельмож в военные
Салах ад-Дин на самом деле не является именем полководца и султана Египта и Сирии, которого на Западе принято называть Саладином. Это почетное прозвище, означающее «благочестие веры». Надо отметить, что своей жизнью и карьерой Саладин подтвердил его правдивость. Звали султана Юсуф ибн Айюб, он происходил из семьи наемников и это пророчило ему воинскую карьеру. Саладин гордился своей родословной и говорил, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Однако интереса к военному делу юный Саладин не проявлял. Он был увлечен философией, мог ответить на вопросы Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право. Саладин увлекался и религией, на что немало повлиял захват Иерусалима христианами во время Первого крестового похода. Саладин увлекался генеалогией, знал биографию и историю арабов, и даже мог цитировать наизусть десятитомник арабской поэзии Абу Таммама.
Ничто из его увлечений не говорило у будущей блистательной военной карьере, пока по настоянию родственников ему все не пришлось заняться военным делом под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха. Вместе с ним он одержал несколько громких побед и завоевал Египет в 1169 году.
Неожиданная власть
Но в том же году его дядя скончался. Амир Дамаска Нур ад-Дин выбрал нового преемника на пост великого визиря Египта, но неожиданно шиитский халиф аль-Адид отдал власть сунниту Саладину. Возможно, халиф так поступил, поскольку считал Саладина слабым и неуверенным правителем. «Нет среди нас человека слабее и моложе годами, чем Саладин, поэтому им необходимо руководить, и он не выйдет из-под нашей опеки. Придет время, и мы найдем средства склонить на нашу сторону воинов, а когда армия поддержит нас, и мы укрепимся в стране, то без труда избавимся от Саладина». Но как только Саладин получил власть, проявил себя как решительный и самостоятельный руководитель, чем был взбешен Нур ад-Дин. Саладин сразу же открыл кампанию против крестоносцев в 1170 году и тогда же захватил замок Эйлат, который служил угрозой для прохода мусульманских кораблей.
После смерти в 1171 году аль-Адида Саладин становится султаном Египта и восстанавливает там суннитскую веру. Официально, несмотря на всю полноту власти, Саладин продолжал представлять в Египте Нур ад-Дина. Саладин решает самостоятельно напасть на крепости Иерусалимского государства, но когда об этом узнает Нур ад-Дин и отправляет свои войска из Сирии, Саладин сворачивает лагерь и возвращается в Египет, а Нур ад-Дину приносит свои искренние извинения. Тот их не принимает, напряженность между ними возрастает. В 1173 году после смерти отца Саладина Нур ад-Дин начинает готовить поход на Египет. К лету следующего года Саладин собирает войска у Каира, готовясь к атаке, но неожиданно Нур ад-Дин умирает и Саладин получает политическую независимость. Теперь у него два пути — идти на крестоносцев или завоевать Сирию, которую теперь будут делить вассалы Нур ад-Дина.
Завоевание Сирии
Саладин может забрать Сирию, пока туда не пришли враги, но нападение на землю своего господина противоречит исламским традициям, которые он ревностно чтил. Это может сделать его недостойным лидером в войне против крестоносцев. Тогда Саладин решает принять позицию защитника 11-летнего наследника Нур ад-Дина ас-Салеха и пишет ему письмо, в котором обещает быть «его мечом». В то же время в Алеппо приходят захватчики и ас-Салех вынужден выдвинуться туда со своим войском, чтобы подавить мятеж. В то время пока наследник остается в Алеппо, Саладин выдвигает к Дамаску отряд из 700 конников, которых впускают в город люди, преданные его семье. Полководец оставил город одному из своих братьев и приступил к захвату остальных земель, некогда принадлежавших Нур ад-Дину. Он берет Хаму и Алеппо. Своими военными успехами Саладин был обязан своей хорошо обученной регулярной армии из мамлюков, которая включала в основном конных лучников и отряды конных копейщиков.
Постепенно он подчиняет себе Сирию. В 1175 году он запрещает упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и вскоре получает формальное признание от багдадского халифа. В следующем году он заключает соглашение с наследником Нур ад-Дина. Саладин возвращается из Дамаска в Каир, где строит новую цитадель. Наконец Саладин подчиняет себе последнего независимого правителя и Иерусалимское государство остается один на один с могущественным противником.
Борьба с крестоносцами
Саладин объединил мусульман Востока на борьбу с крестоносцами. После окончательного подчинения Сирии он полностью концентрируется на идее изгнания христиан из Иерусалима и поклялся на Коране, что избавится от врагов ислама. Решительным действиям поспособствовал принц Арнаут, некогда оказавшийся в мусульманском плену и лично освобожденный Саладином. Султан Египта, в качестве меры по борьбе с крестоносцами, установил экономическую блокаду. Тогда главным экспортным товаром, на котором зарабатывали рыцари, были специи и пряности, вывозимые караванами и кораблями через красное и Средиземное море в Европу. Саладин контролировал Красное море и сухопутные караванные пути. В 1187 году принц Арнаут совершил нападение на египетский караван, который к тому же сопровождала сестра Саладина. Но Саладин был мудрым правителем и решил не отвечать агрессией на агрессию. Он обратился к иерусалимскому королю Гвидо де Лузиньяну и потребовал возместить ущерб и наказть виновных. Но после того, как его требование осталось без ответа, Саладин объявил о походе на Иерусалим.
Решающая битва состоялась у холма Хаттин. Крестоносцы не могли долго воевать в пустыне без воды и тени, поэтому египетский султан воспользовался преимуществом своего войска и нанес сокрушительное поражение Иерусалимскому королю. Сам король и многие другие представители рыцарских орденов попали в плен. Интересно, что почти всех пленных Саладин пощадил, кроме представителей тамплиеров и госпитальеров, самых яростных врагов ислама. Их казнили. Король и Арнаут предстали перед Саладином. Короля султан встретил приветливо и даже предложил ему прохладительный напиток, а с Арнаутом, как предателем, был строг и жесток. Саладин предложил ему принять ислам и когда тот отказался, отсек Арнауту руку, а воины султана затем его обезглавили. Вскоре Саладин захватил Иерусалим, город практически сдался без боя. Пленных оказалось огромное количество, но Саладин пощадил их и дал им право выкупить себя. Многие смогли это сделать, за других заплатили рыцарские ордена, бедняки же попали в рабство. Так Саладин уничтожил первое Иерусалимское государство.
Саладин подчинил себе практически всю Палестину. Крестоносцы организовали Третий крестовый поход, в котором участвовал и Ричард Львиное сердце, но попытка отвоевать назад земли закончилась бесславно. Саладин и Ричард подписали мирный договор, по которому иерусалим оставался за Египтом, а крестоносцам оставался небольшой кусок побережья Средиземного моря.
Благородный рыцарь
Несмотря на свою непримиримую борьбу с крестоносцами, в памяти европейцев Саладин остался истинным рыцарем. Он проявил милосердие к христианам при захвате Иерусалима, а после Третьего крестового похода предоставил паломникам неприкосновенность и покровительство, чтобы они спокойно могли посещать Святую землю. При нем Иерусалим стал действительно Священным городом, где не было места насилию и жестокости.
Особое расположение европейцев он снискал, когда отпустил иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна. Он был мудрым правителем и прекрасным полководцем, однако вынужден был признать, что его армия, состоящая из рабов, ни на что не способна, без его непосредственного руководства ей. Он объединил под своей рукой исламские страны для борьбы с захватчиками, но так и не оставил своим потомкам кодекса законов. После смерти Саладина все земли были поделены между его родственниками.