Авария на ЧАЭС
Катастрофа стала крупнейшей за всю историю атомной энергетики. В июле 1987 года начался суд над руководителями атомной электростанции, которых обвинили во взрыве.
Для выяснения причин Чернобыльской аварии была сформирована государственная комиссия. Кроме того, консультативную группу сформировало МАГАТЭ. Во главе делегации советских специалистов стоял химик Валерий Алексеевич Легасов. У места аварии он провёл 4 месяца, получив при этом большую дозу радиации. Именно Легасов выступил с предложением забросать зону аварии смесью из доломитовой глины и свинца. В августе 1986-го состоялось совещание МАГАТЭ, на котором выступил с докладом Валерий Алексеевич. Речь академика длилась 5 часов. В соответствии с докладом, ответственность за аварию возлагалась на персонал АЭС. Утверждалось, что сотрудники нарушили правила эксплуатации Чернобыльской атомной электростанции и провели эксперимент по измерению выбега турбогенератора, невзирая на изменение состояния реактора. Подобные эксперименты уже пытались провести в 1983-м, 1984-м и 1985-м, но они не увенчались успехом. В докладе говорилось и о конструктивных недостатках системы защиты реактора. Так, если бы система функционировала, реактор был бы остановлен ещё до того, как назрела опасность.
По одной из версий, в ходе своего выступления Валерий Легасов разгласил секретные сведения. Ряд коллег критиковали его за якобы сокрытие истинных причин катастрофы. В 1987-м его не избрали в научно-технический совет. В апреле 1988-го, за день до предполагаемого обнародования своих результатов расследования аварии, он был найден дома повешенным. Члены семьи академика утверждали, что часть записей, которые Легасов записывал на диктофон, были стёрты.
На скамье подсудимых оказались 6 человек, среди которых — директор ЧАЭС, главный инженер и государственный инспектор Госатомтехнадзора. Судебные заседания проходили в июле 1987 года в Чернобыле в местном Доме культуры. На них присутствовали более 50 советских и иностранных журналистов; выступили 40 свидетелей. В материалах указывалось, что директор ЧАЭС «не принял мер к ограничению масштабов аварии, не ввёл в действие план защиты персонала и населения от радиоактивного излучения, в представленной информации умышленно занизил данные об уровнях радиации, что помешало своевременному выводу людей из опасной зоны». Все 6 подсудимых были признаны виновными.
В 1991-м дело было пересмотрено комиссией Госатомнадзора СССР. В заключении утверждалось, что авария приобрела «катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора». Некоторые обвинения, ранее выдвигавшиеся в отношении персонала, были сняты. В соответствии с заключением Международного агентства по атомной энергии, причины аварии лежали в технической плоскости: реактор не соответствовал стандартам безопасности. Эксперты до сих пор не пришли к единому мнению о причинах катастрофы. Были и альтернативные версии — так, одна из них говорит о землетрясении.
В ходе аварии была разрушена активная зона реактора. По данным Всемирной организации здравоохранения, общее число погибших составило 4 тыс. человек. Высокие дозы радиации получили 600 тыс. ликвидаторов (наиболее интенсивно работы велись в 1986—1987 годах). Площадь радиоактивного загрязнения составила до 200 тыс. кв. км.