Разразившийся в Риме в 64 году грандиозный пожар уничтожил весь центр города. Намереваясь превратить трагедию в триумф, Нерон, пользовавшийся у потомков репутацией законченного мерзавца (современники были к нему более лояльны), затеял на пожарище масштабное строительство.
[Сборник: Нерон]
Весь комплекс с дворцами и павильонами, храмами, садами и парками, лужайками и загонами для диких зверей, фонтанами, водопадами и ручьями, непременными термами, в которых использовалась морская вода и вода из серных источников, занимал территорию, по разным оценкам, от 40 до 120 гектаров.


«Рим станет дворцом», — переживали застигнутые строительством граждане Вечного города. К созданию комплекса были привлечены лучшие мастера тех лет. Здания украшали великолепные фрески и мозаика, в частности, на сюжеты «Илиады». Фресками были покрыты стены и потолки Золотого дома. По преданию, бригадой живописцев руководил некий Фабулус, а сюжетами служили как мифологические сцены, так и пейзажи и архитектурные «обманки».


Все сооружения комплекса соединялись просторными портиками, по которым можно было, не опасаясь жары, прогуливаться, переходя от тщательно ухоженных террасных садов с цветами и плодовыми деревьями к древнеримскому парку «Зарядье» — естественным лужайкам, рощам и холмам. По лужайкам и дворам Domus Aurea разгуливали экзотические животные, свезённые с разных концов империи, по некоторым сведениям, ручные.
Тут и там мелькали фонтаны, водоёмы, сотни мраморных скульптур, вывезенных из Греции и Малой Азии. Одним словом, комплекс представлял собой модель универсума и, как полагают, должен был повторять описанный в «Метаморфозах» Овидия дворец Солнца. Именно отсюда сооружение получило своё название и пышную отделку золотом, символизирующим светило.
Над главным дворцом возвышался золотой купол, а окна и двери в нём были устроены таким образом, что солнце проникало в самые отдалённые уголки здания. Архитекторы Север и Целер оказались настоящими новаторами. Здесь впервые появились новинки строительной техники и декора: цемент, купольное перекрытие для светской постройки, мозаика на сводах и гротески на стенах, перекочевавшие спустя века во фрески Рафаэля.

Использовались и новейшие достижения техники: потолки были пронизаны отверстиями, пропускавшими в помещение чарующие ароматы, или люками, через которые гостей осыпали цветами.
Под куполом располагалась пиршественная зала, которая вращалась, как ресторан в Останкинской телебашне, будучи во много раз больше него. По другим сведениям, вращался не сам зал, а лишь сферический потолок над ним.

Время губит самые амбициозные замыслы. Золотой дом не был достроен при жизни Нерона. Изысканный вкус императора подорвал финансы империи, что вызвало восстание в Галлии, которое выявило множество претендентов на императорское место. После самоубийства никому не нужного больше Нерона ничто не могло уберечь дворец от разрушения. Золотой дом сгорел при императоре Тите, а вскоре его гигантская территория была отдана народу Рима и застроена величественными сооружениями, составляющими славу Древнего Рима.
Огромная статуя Нерона (Колосс Нерона, более 30 метров в высоту), выполненная греком Зенодором из бронзы, золота и серебра, после смерти императора по распоряжению Веспасиана была видоизменена в статую бога Солнца. А при Адриане её разместили рядом с цирком Флавиев, который, по названию памятника, стали именовать Колизеем. Фундамент колосса сохранялся в Риме до 1936 года.


От дворца Нерона сохранилось лишь несколько помещений, куда сравнительно недавно стали пускать туристов.
Sic transit gloria mundi…