Директива № 314/2/0061
Разговор между председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным и Нур Мохаммад Тараки состоялся в марте 1979 года. Обострение ситуации в Афганистане не могло не вызывать беспокойство у советских верхов. Амин, который сумел отстранить от власти Тараки, начал уничтожать как и исламистов, так и сторонников бывшего Генерального секретаря НДПА. Появилась вполне реальная угроза того, что в Афганистане к власти придут проамериканские силы. Эти опасения подтверждали и агенты КГБ, сумевшие выяснить, что Амин активно контактировал с ЦРУ.
Вмешиваться в дела соседнего государства было опасно, но пустить все на самотек — еще опаснее. Поэтому председатель КГБ Юрий Андропов дал добро на устранение неудобного Амина. Заменить его планировалось лояльным к СССР Тараки.
И в конце апреля 1979 года появилась директива № 314/2/0061, в которой говорилось о формировании на базе 15-й отдельной бригады специального назначения ТуркВО, в городе Чирчик Узбекской ССР. Она и получила название «мусульманский батальон».
Предполагалось, что военнослужащие из азиатских республик СССР (всего более 500 человека) сначала станут личной охраной Тараки, а после примут самое активное участие в ликвидации Амина. Почему выбор пал именно на узбеков, таджиков и туркменов, объяснить просто. Все эти народы проживали на территории Афганистана, поэтому никаких подозрений вызвать не смогли бы.
Но этим планам не суждено было сбыться — Тараки был захвачен солдатами Амина, а потом убит. Руководство СССР начало поиски новой марионетки. На эту роль идеально подошел один из сподвижников погибшего политика — Бабрак Кармаль.
Дальше медлить с вмешательством было нельзя. Поэтому 7 декабря 1979 года советские солдаты-мусульмане, предварительно переодетые в форму вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, были переброшены на авиабазу под Баграмом. Чуть позже их перекинули непосредственно к дворцу Амина Тадж-Бек.
Штурмовую команду разделили на две группы: «Гром» и «Зенит». Первая насчитывала двадцать четыре бойца «Альфы», вторая — три десятка офицеров специального резерва КГБ СССР. Их поддерживала 9-я рота отдельного гвардейского парашютно-десантного полка (80 солдат) и, собственно, самый многочисленный «мусульманский батальон».
Все они были переодеты в афганскую форму с белой повязкой на рукаве. В качестве паролей опознания выбрали окрик «Яша"-"Миша». Чтобы отвлечь внимание охраны дворца от звуков БТРов, за несколько дней до начала операции неподалеку от Тадж-Бека «поселили» непрерывно тарахтящий трактор.
Государственный переворот
Вечером 27 декабря начался штурм дворца. Советские солдаты шли напролом, уничтожая попутно все, что движется. Оставляли в живых лишь тех, кто сдавался. За короткое время был полностью очищен первый этаж, затем второй. Ожесточенные бои развернулись на третьем, но и здесь охрана Амина потерпела поражение. Кстати, когда правитель Афганистана узнал о нападении на свою резиденцию, он решил обратиться за помощью к военным советникам из СССР, мол «Советские помогут». На что адъютант ответил: «Атакуют советские». Амин кинул в него пепельницу, окончательно осознав, что все…
В ходе операции правителя Афганистана застрелили, как и его жену, и детей. Причем последних похоронили в общей безымянной могиле. А Амина зарыли рядом, не удостоив это место какой-либо надписи. В плен было взято более полутора тысяч солдат из дворцовой охраны. Правда, некоторые оказали ожесточенное сопротивление, и умудрись не только продержаться сутки, но и уйти в горы.
Параллельно со штурмом дворца, спецназовцы КГБ вместе с десантниками захватили генеральный штаб армии, узел связи и некоторые другие стратегически важные здания. Через сутки в столицу государства Кабул, явился и новый лидер — Кармаль. Примечательно то, что его денно и нощно охраняли сотрудники КГБ.
Государственный переворот в Афганистане осветили, конечно, по-разному. Например, советская «Правда» рассказала о том, как афганский народ смело ринулся против тирана и сумел уничтожить его кровавый режим. А самого Амина и его сподручных все тот же афганский народ сначала был осужден народным судом, после чего — казнен. В Европе и США к произошедшему в Афганистане отнеслись с возмущением и неодобрением.
Жизнь после
Когда операция завершилась, «мусульманский батальон» был вывезен из Афганистана на территорию Советского Союза. Вся его техника и военное имущество получила в наследство 103-я гвардейская военно-десантная дивизия. Затем батальон расформировали. Правда, уже летом 1980 года его оживили. Вот только служили там самые обычные солдаты, которых не отбирали по национальному признаку. Ну, а Советский Союз, устроив госпереворот, влез в затяжную и кровавую войну в Афганистане, поскольку Кармаль мало кому нравился и мало кто его поддерживал…