После захвата Иерусалима крестоносцы оказались перед сложным выбором: кто должен стать правителем основанного ими в Святой земле королевства? Авторитет и заслуги Готфрида Бульонского помогли ему стать главным претендентом на роль монарха.
Правда, титул он принял несколько странный — Защитник Гроба Господня. Ему, видите ли, показалось кощунственным называть себя иерусалимским королём, ибо в этом городе может быть только один король — Иисус Христос.
При этом три дня грабить и убивать в священном городе ему не казалось кощунственным. Хотя некоторые историки утверждают, что лично Готфрид Бульонский не грабил и не убивал. Это другие, плохие крестоносцы. А он хороший.
Считается, что Готфрид перед походом в Святую землю лично набрал 20-тысячное войско. Для этого ему пришлось заложить свои владения в Нижней Лотарингии. Поступок, вроде бы вызывающий уважение.

Но в идеалистическую версию — религиозный энтузиазм — как-то совсем не верится. Скажем, в молодости Готфрид Бульонский с отцом воевал на стороне императора Генриха IV. Того самого, что всю жизнь враждовал с папой, был предан анафеме и по этому поводу босым ходил в Каноссу каяться. Какой уж тут религиозный порыв? Если только Готфрид замаливал прежние грехи.
Есть ещё объяснение Льва Гумилёва. Европа дошла до фазы пассионарного перегрева. Избыточных пассионариев нужно было срочно куда-нибудь сплавить. Вот папа Урбан — видимо, знакомый с теорией этногенеза — их и сплавил. Пусть отвоёвывают Гроб Господень.
Впрочем, недруги Готфрида Бульонского уверяли, что в своих поступках он руководствовался вполне прагматическими соображениями. Граф Бульонский и герцог Нижней Лотарингии — владелец обширных земель. Но владеет ими на правах бенефиция. Бенефиций — ненаследственное владение. Пока ты служишь — получаешь с него доходы. А хочется всё-таки чего-нибудь посолиднее и понадёжнее.

Но и в это вульгарно-материалистическое объяснение тоже не верится. Готфрид был не такой расчётливый. Он был пылкий, горячий, безрассудный. Чтобы пойти в поход, продал родовой замок. Причём по-быстрому, по дешёвке.
Но всё равно Готфрид долгое время не был лидером похода. Выделялся, например, Боэмунд Тарентский, ставший князем антиохийским. Правда, он сел править в Антиохии и дальше воевать не пошёл.
Готфрид прославился при штурме Иерусалима, когда одним из первых ворвался в город. И в итоге стал главным. А вот как погиб Защитник Гроба Господня, мы толком не знаем. Но в 1100 году его уже не стало.
Зато через 700 с лишним лет он стал национальным героем… Бельгии. Бельгийцы тогда объявили независимость. И под это дело искали себе национального героя. И не находили — ну не было у них никого приличного. И тогда они объявили, что Готфрид Бульонский был бельгийцем. И поставили ему памятник на Королевской площади в Брюсселе. Так, при несколько странных обстоятельствах, была отдана дань памяти этому лидеру крестоносцев.