«Они [маньчжуры — прим. ред.] хотят, чтобы меньше стало людей, в чьих жилах течёт китайская кровь. Жадные и нечистые на руку чиновники наводнили Поднебесную. Они вытягивают из народа все соки. На дорогах повсюду слышатся стоны и плач. Они хотят довести китайский народ до полной нищеты», — обличали правительство маньчжурской династии восставшие в южных регионах страны в своём программном документе «Манифест о необходимости уничтожения северных варваров по воле неба». В 1850 году Китай погрузился в кровопролитную гражданскую войну, длившуюся почти 15 лет. Против Пекина выступили тайпины, чей лидер Хун Сюцюань объявил себя небесным князем и братом Иисуса Христа.
В поисках справедливости
Середина 19-го века была тяжёлым временем в жизни Поднебесной. Поражение в Первой опиумной войне привело к серьёзному кризису в державе маньчжурской династии, и так не пользовавшейся популярностью у рядового китайского населения. Многие считали маньчжурских императоров чужаками, которым нет дела до простых людей — во всяком случае, так объяснялся произвол чиновников, расстройство внутреннего рынка, болезни и стихийные природные бедствия.
На этом фоне в провинции Гуанси, расположенной на юге Китая, возникло тайное общество, лидером которого стал крестьянин Хун Сюцюань. Одарённый молодой человек хотел сделать чиновничью карьеру, окончил деревенскую школу и пытался сдать первый экзамен на пути к заветным административным должностям — однако потерпел неудачу. Примерно в это же время он познакомился с переводами христианских трактатов, а во время одной из болезней, сопровождавшейся горячкой, молодой человек внезапно открыл поразительный факт. На самом деле он, Хун Сюцюань, — никто иной как сын божий, младший брат Иисуса Христа, а его цель — основать на земле истинное Царство Небесное, справедливое ко всем людям.
Хун начал проповедовать новое учение в середине 1840-х годов сначала в своей деревне, где нашёл немало последователей среди родственников, а затем и в других посёлках провинции Гуанси. За несколько лет Сюцюань завоевал преданность тысяч китайцев, преимущественно бедных крестьян и шахтёров, недовольных своим положением. Особенно сильно подкупала в проповедях новоявленного божьего сына их антиманьчжурская направленность. Была основана тайная организация «Общество поклонения Небесному Владыке».
В 1850 году, после катастрофической засухи, Хун решил, что пора действовать. Летом он объявил о сборе своих сторонников — на призыв откликнулись около 30 тыс. человек. Эта армия занимала селения одно за другим, сметая ненадёжное крестьянское ополчение губернаторов, пытавшееся что-то противопоставить «сыну Бога». Буквально за несколько лет Хун Сюцюань и его верные соратники смогли завоевать значительные территории Южного Китая и занять город Нанкин, который стал столицей их государства «Тайпин тянь го» — «Небесного государства великого благоденствия».
«Священная война» тайпинов
Внутреннее устройство государства и его идеология были пронизаны не только христианским учением, но и традиционными китайскими представлениями о справедливости и природе государства — в связке получилось синкретическое сектантское явление, которое можно в некоторой степени сравнить с радикальными протестантскими течениями в христианстве в годы Реформации. Проповедовалась общность имущества: подданные «Небесного Князя» (так именовал себя сам Хун Сюцюань) сдавали излишки скарба в общую копилку, предназначенную для перераспределения материальных ресурсов согласно средним нормам. Женщины и мужчины жили в отдельных общинах, практически не пересекаясь друг с другом.
Во главе «Небесного государства» стоял Князь, Хун Сюцюань, которому в исполнении воли бога помогали четыре «вана» — для каждой стороны света. Они выполняли как административные, так и военные функции. Наиболее талантливым среди них, которому в первую очередь ставят в заслугу успехи восстания на первоначальном этапе, был Ян Сюцин, «Восточный ван», бывший торговец, он пользовался большой популярностью в армии и тоже славился «божественным происхождением», которое сам себе приписывал.
Первоначальным успехам восставших тайпинов способствовала их армия, хотя и набранная из крестьян и городских низов, но обладавшая железной, сектантской дисциплиной. Солдатам запрещалось употреблять алкоголь, опиум и проводить время за азартными играми. Сторонники маньчжурской династии называли их «длинноволосыми» из-за того, что восставшие, в знак несогласия с иноземной традицией отпускать косу и брить оставшуюся часть головы, попросту отпускали волосы.
К 1853 году тайпины достигли вершины своего могущества, они контролировали значительные территории на юге Китая. Империя Цин, казалось, действительно стоит на грани исчезновения. Европейские державы смотрели на происходившее с интересом, до времени активно в них не вмешиваясь. Они ожидали, что в случае свержения маньчжурской династии, проводившей закрытую торговую политику в отношении западных стран (что и послужило причиной Опиумных войн), восставшие пересмотрят свою экономическую политику в нужную европейцам сторону. Ослабление контроля Пекина над своими территориями во многом стало одной из причин начала Второй опиумной войны в 1856 году.
Смута в «Небесном государстве»
В 1854 году тайпины попытались расширить владения своего государства. Восставшие получили контроль над несколькими провинциями в долине реки Янцзы. Однако несколько походов на Пекин не привели к результатам. Во многом остановить продвижение тайпинов помогли частные вооружённые силы крупных землевладельцев, которые были более боеспособными по сравнению с крестьянским ополчением. С другой стороны, жестокое отношение восставших к китайским чиновникам и уничтожение предметов, связанных с традиционной китайской культурой, вызвало разочарование в движении многих китайцев, до этого времени лояльно относившихся к «Небесному государству».
Военные неудачи, в свою очередь, вызвали раскол среди представителей высшего руководства тайпинов, которые, несмотря на продвигаемые идеи всеобщего равенства, всё больше отдалялись от своих подданных, отстраивая в Нанкине дворцы и прибирая к своим рукам захваченные богатства (что тоже не прибавляло популярности «сыновьям божьим»). Наиболее влиятельный «ван» Ян Сюцин всё больше критиковал своего государя Хун Сюцюаня, претендуя на его место. В сентябре 1856 года утративший доверие Ян был убит, после чего расправе подверглась вся его семья. Одновременно гонениям подвергся другой «ван», Ши Дакай, завоевавший для тайпинов провинцию Цзянси. Вместе с лояльными ему людьми он покинул Нанкин и до конца восстания действовал самостоятельно, не подчиняясь «Небесному князю».
Восставшие терпят поражение
Раскол в движении стал серьёзным ударом по «Небесному государству». После смертей или изгнания старых «ванов» на их место выдвинулись новые, которые попытались провести реформы для облегчения положения простых людей. Но и среди них доверие к «Небесному князю» и проводимой им политике падало. Территория под контролем восставших была разорена военными действиями, а само государство, превратившееся в постоянный военный лагерь, не могло облегчить участь своих подданных.
Несмотря на это, один из военачальников, Ли Сючэн, смог расширить территории тайпинов на востоке, захватив южную часть провинции Цзянси и подойдя к Шанхаю. Одновременно двоюродный брат «Князя» Хун Сюцюаня выдвинул проект радикальных экономических реформ, по которым предполагалось начать строительство железных дорог и стимулировать развитие банковского дела. В этих начинаниях большие надежды возлагались на европейские страны, которых тайпины считали единоверцами.
Реальность не оправдала надежд восставших. Европейцы, получившие от Китая уступки по итогам Второй опиумной войны, вскоре осознали, что тайпины не в состоянии свергнуть маньчжурскую династию. Война сильно била по торговле. Поэтому в начале 1860-х годов в войска провинциальных варлордов, боровшихся с тайпинами, стало поступать в большом количестве современное вооружение, тренировкой китайских солдат занялись европейские офицеры. Апогеем этого процесса стало создание при поддержке американского консульства и на деньги богатых китайских землевладельцев «Всегда побеждающей армии» — китайской версии «полков иноземного строя». Они формировались по европейскому образцу, имели на вооружении западные образцы огнестрельного оружия и артиллерии, а офицерами выступали иностранные специалисты. Первым командиром подразделения был американский авантюрист Фредерик Вард, погибший в сентябре 1862 года во время одного из сражений с тайпинами. Его дело продолжил британский военный Чарльз Гордон, ветеран Крымской войны.
За несколько лет империя Цин нанесла по тайпинам ряд чувствительных ударов. В июне 1863 года были уничтожены силы отколовшегося от «Небесного Князя» Ши Дакая. Уже в следующем году столица восставших, Нанкин, оказалась в блокаде правительственных войск. Осознавая безвыходность положения, Хун Сюцюань 1 июня совершил самоубийство. Столица «Небесного государства» пала через два месяца.
Победившие не считались с жизнями восставших — проводились массовые казни, пленных не брали, а сами сражения отличались крайней степенью ожесточённости. Остатки тайпинов сопротивлялись правительственным войскам ещё несколько лет, но дни движения были сочтены. Части из них удалось скрыться во Вьетнаме, но львиная доля восставших не пережила встречи с противником.
Восстание тайпинов стало одним из самых кровавых в истории Китая. По меньшей мере 20 млн человек погибли в пучине войны. Её результатом стало разорение южных провинций страны и общий кризис Китая. Самостоятельные действия землевладельцев во время восстания в долгосрочной перспективе вылились в «эпоху варлордов» в 1920-е годы.
Память о тайпинах, борцах с несправедливостью имперской власти, ещё долго жила в Гуанси. Рассказами о восставших вдохновился ещё совсем молодой уроженец этих мест Сунь Вэнь, в будущем ставший известным под именем Сунь Ятсена.