Письменный стол от Достоевских попал в Императорский российский исторический музей имени императора Александра III. В 1929 году стол поступил в литературный музей при публичной библиотеке имени В. И. Ленина, и оттуда в 1931 году перешёл в музей Ф. М. Достоевского.
В «Библиографическом указателе» А. Г. Достоевская под № 3745 дала описание стола и сведения о его связи с творчеством писателя: «Письменный стол орехового дерева (1875−80 гг.). За этим столом были написаны Ф. М. Д[остоевским] «Дневник писателя» 1876−77 гг. и часть романа «Братья Карамазовы»». Добавим, что указанная женой Достоевского датировка стола относится и ко времени написания романа «Подросток».
Список предметов:
1. «Дневник писателя»
2. Журнал «Русский вестник»
3. Газета-журнал «Гражданин»
4. Курительный набор
5. Очки
6. Письмо к Благонравову
7. Визитные карточки
8. Письменный прибор
9. Перо, принадлежавшее Достоевскому
10. Письменный стол
«Дневник писателя»
«Дневник писателя» — ежемесячное публицистическое издание Достоевского, выходившее в 1876—1877 и 1880−1881 гг. После перерыва на работу над романом «Братья Карамазовы» Достоевский в 1880 г. выпустил единственное издание «Дневника писателя» с публикацией Пушкинской речи, произнесённой 8 июня 1880 г. на Пушкинском торжестве. Успех речи Достоевского, развернувшаяся вокруг него полемика укрепили писателя в желании возобновить издание в 1881 году. А. Г. Достоевская писала: «Он решился вновь взяться за издание «Дневника писателя», так как за последние смутные годы у него накопилось много тревоживших его мыслей о политическом положении России, а высказать их свободно он мог только в своём журнале. <…> Издавать «Дневник писателя» Фёдор Михайлович предполагал в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть «Братьев Карамазовых»».
В январском выпуске Достоевский высказывался о последних политических событиях: проектах финансовой реформы и сокращения армии, сражении при Геок-Тепе. Позиция писателя по этим вопросам вызвала множество откликов в столичной и провинциальной печати.
Выпуск «Дневника писателя» за январь 1881 года вышел в свет уже после смерти Достоевского, 31 января; на следующий же день, 1 февраля, было выпущено второе издание с траурной рамкой вокруг первой страницы. По воспоминаниям Н. Н. Страхова, «"Дневник» на 1881 год печатался в 8000 экземплярах и имел в январе, прежде выхода первого номера, 1074 подписчика. Все 8000 были распроданы в дни выноса и погребения. Сделано было второе издание в 6000 экземплярах и разошлось без остатка".
Журнал «Русский вестник»
Участие Достоевского в журнале «Русский вестник» началось в 1865-м и продолжалось, с перерывами, вплоть до 1880-го. Достоевский сам обратился к главному редактору издания М. Н. Каткову, находясь в Висбадене в отчаянном положении из-за кредитных долгов. В письме от 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 года Достоевский изложил Каткову замысел будущего произведения, в котором один молодой человек, «живущий в крайней бедности», решился «разом выйти из скверного своего положения» и убить и ограбить старуху, дающую деньги в долг под проценты. Здесь узнаётся сюжетная канва «Преступления и наказания». Предлагая Каткову ещё не написанную повесть (которая затем обратилась в роман), Достоевский попросил у него аванс в счёт будущей публикации, и тот согласился. В дальнейшем Достоевский не раз получал от Каткова выплаты вперёд, и его сотрудничество с «Русским вестником» позволило выйти в свет наряду с «Преступлением и наказанием» романам «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Взаимодействие Ф. М. Достоевского с редакцией журнала было плодотворно, но не лишено конфликтов. В случае с «Преступлением и наказанием» от Достоевского потребовали переделать центральную по своей значимости сцену чтения Евангелия Соней и Раскольниковым. При публикации романа «Бесы» редакция Каткова исключила главу «У Тихона», ключевую для понимания образа Николая Ставрогина.
Достоевский был также постоянным читателем «Русского вестника», и это нашло отражение в его романе «Братья Карамазовы». Иван Карамазов вырисовывает перед братом Алёшей ужасающую картину преступления времён крепостного права, где помещик приказал натравить на 8-летнего мальчика стаю своих собак. Провинность мальчика заключалась в том, что он нечаянно зашиб камнем ногу любимой гончей помещика. Мальчика, по словам Ивана, растерзали на глазах у его матери. В 1877 году в «Русском вестнике» в статье «Воспоминания крепостного» рассказывалось об этом случае из русской жизни, однако с иными последствиями: когда на мальчика натравили собак, они его не тронули. Тем не менее мать мальчика, став свидетелем чрезвычайной жестокости, не выдержала и погибла. Мы видим, что Достоевский воссоздал в романе реальное происшествие, но как автор несколько видоизменил его.
Газета-журнал «Гражданин»
«Гражданин» — политическая и литературная газета-журнал консервативно-монархического направления издавалась в Петербурге с 1872 по 1914 гг. Редакторы «Гражданина» несколько раз менялись. В 1873—1874 гг. должность редактора газеты занимал Достоевский. Редакторские обязанности были хорошо знакомы ему по журналам «Время» и «Эпоха». Писатель вёл в газете политическое обозрение; также здесь начинает публиковаться «Дневник писателя». Здесь Достоевский исследует «капитальные вопросы» дня, проблему семьи, подрастающего поколения и выбора ориентира. Всё это сыграет большую роль в подготовке замысла романа «Подросток».
С редакторством журнала «Гражданин» связан один эпизод из жизни писателя. Достоевский опубликовал статью с прямой речью Александра II, не получив на то особого разрешения, за что, помимо штрафа, был приговорён к двум суткам ареста на гауптвахте. Как писала А. Г. Достоевская, писатель вспоминал, что «превосходно провёл два дня» и что ему «удалось без помех перечитать «Les Miserables» Виктора Гюго». В 1874 году Достоевский начинает работать над романом «Подросток». Работа полностью поглощала писателя. В апреле 1874 года он оставляет пост редактора.
Курительные принадлежности
Достоевский много курил. Уже в его молодые годы в начале 1840-х годов, когда он учился в Военно-инженерном училище, поселившийся у него младший брат Андрей Михайлович вспоминал о комнате брата: «Табачный дым от жукова табаку постоянно облаками поднимался к потолку и делал верхние слои комнаты наполненными как бы постоянным туманом». «Жукова», известный тогда табак, Достоевский курил и в ссылке в Семипалатинске в 1854—1858 гг., однако, по воспоминаниям А. Е. Врангеля, «часто и это ему было не по карману, и он тогда примешивал самую простую махорку». В 19-м веке в России курение хотя и считали вредной привычкой, однако воспринимали его снисходительно, даже в отношении дам. А. Г. Достоевская отметила, что при их знакомстве в 1866 г. писатель, закурив, предложил курить и ей и поначалу не поверил, что она не курит. «Может быть, вы это из учтивости не хотите курить?» — спросил он.
Обычно писатель много курил за работой. В. В. Тимофеева, служившая корректором в редакции «Гражданина» в 1873 году, вспоминала его в один из рабочих дней: «Мне видится до сих пор его бледная и худая рука, с узловатыми пальцами, с вдавленной чертой вокруг кисти, — быть может, следами каторжных кандалов, видится, как рука эта тушит докуренную толстую папиросу, — и жестяная коробка из-под сардинок, доверху наполненная окурками его «пушек»». Банка из-под сардин служила для окурков в редакции «Гражданина», а дома на письменном столе писателя была бронзовая пепельница и всегда стояли жестяной ящик с табаком и коробка с гильзами и ватой (по воспоминаниям М. А. Александрова, метранпажа «Гражданина»). Писатель сам набивал табак в папиросы и использовал для этих целей вставку для пера. Для папирос Достоевский смешивал два сорта табака, популярные в это время Саатчи и Мангуби Дивес средний и Лаферм, и набивал папиросы из маисовой бумаги. По свидетельству А. Г. Достоевской, в 1880 году «после поездки в Москву на Пушкинское торжество он бросил папиросы и курил сигары, уверяя, что гораздо меньше теперь кашляет».
Очки
Писатель стал носить очки в 1870-е годы для чтения. Вероятно, причиной было развитие возрастной дальнозоркости. В произведениях Достоевского 1870-х гг. появляются герои, которые, подобно автору, надевают очки, когда принимаются за чтение книг: Тихон («Бесы»), Макар Долгорукий («Подросток»), Григорий Васильев, Смердяков («Братья Карамазовы»). Очки писатель заказывал в фирме И. Э. Милька. Изделия оптической мастерской, основанной в 1848 году в Санкт-Петербурге Иоганном Мильком, были известны отличным качеством и отмечены наградами на отечественных и международных выставках.
Письмо Благонравову
В 1879 году в журнале «Русский вестник» начал выходить роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Ни одно произведение Достоевского не имело такого успеха и не вызывало такой бурной критики и обсуждения, как его последний роман. В начале декабря 1880 года роман вышел отдельным изданием. За несколько дней была раскуплена половина трёхтысячного тиража.
Александр Фёдорович Благонравов, которому адресовано это письмо, — выпускник Московского университета, врач в Юрьевском уезде, один из почитателей Достоевского — также откликается на последний роман писателя.
Среди бумаг Фёдора Михайловича Достоевского сохранилось письмо Благонравова от 10 декабря 1880 года, где он сообщает, что роман Достоевского «Братья Карамазовы» имеет большой успех в провинции. Будучи медиком, он говорит, что психические расстройства Ивана Карамазова — его галлюцинации — «созданы очень естественно и поразительно верно».
Принцип художественной правды в творчестве Достоевский ставил превыше всего, и мнение профессионального доктора о достоверности характеров было для писателя особенно ценно.
Визитные карточки
Визитная карточка в 19-м веке — неотъемлемый аксессуар для представителей высших слоёв населения. Их оставляли в знак посещения дома, будь то благодарственные или деловые визиты. По ним узнавали, кто искал встречи с хозяином дома. Иногда их ждали с большой надеждой и нетерпением.
Из воспоминаний Всеволода Сергеевича Соловьева: «Первого января, вернувшись к себе поздно вечером и подойдя к письменному столу, я увидел среди дожидавшихся меня писем визитную карточку, оборотная сторона которой была вся исписана. Взглянул — «Фёдор Михайлович Достоевский» <…> это тронуло меня, принесло мне такое радостное ощущение, что я не спал всю ночь, взволнованный и счастливый».
Письменный набор
Чернильный прибор Фёдора Михайловича Достоевского сделан из особого сплава разных металлов — цинка, алюминия, магния, меди и других. Такой материал называется шпиатр, он использовался как заменитель более дорогой бронзы и сплавов серебра.
Внешний вид письменного прибора свидетельствует о безупречном вкусе его владельца. Как вспоминала жена писателя, Достоевский ценил красоту и изысканность. Это касалось как выбора одежды, так и предметов обихода. Несмотря на то, что на протяжении всей жизни Достоевский был ограничен в средствах, он старался приобретать красивые и изящные вещи, о чём говорит и этот письменный набор.
Перо
Этим пером Достоевский писал беловые рукописи и черновые варианты своих великих произведений 1870-х годов. В записных тетрадях к романам «Бесы», «Подросток» и другим есть рисунки Достоевского. Их отличает тщательная растушёвка и прорисовка мелких деталей. Писатель рисовал в основном для себя — в процессе письма, обдумывания своих замыслов. Чаще всего он делал портретные наброски, преимущественно мужских лиц, а также изображал архитектурные элементы — стрельчатые арки, окна, остроконечные башенки в готическом стиле; купола «луковка» в русско-византийской традиции. Отдельные портреты содержат узнаваемые черты современников Достоевского — например, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Т. Н. Грановского.
Помимо рисунков в рукописях Достоевского встречаются примеры каллиграфии. В большинстве случаев Достоевский прибегал к ней при написании имён собственных. Интерес писателя к каллиграфии возник в период его обучения в Главном инженерном училище, где от воспитанников требовалось подписывать чертёжные планы и проекты по особым образцам, и наиболее отразился в романе «Идиот». Князь Мышкин объясняет генералу Епанчину, чем отличается свободный почерк от каллиграфического, и рассказывает, как в правилах изображения букв может проявиться дух эпохи, нации. Когда Аглая просит князя Мышкина сделать каллиграфическую запись в альбом, она говорит: «Вот перо, и ещё новое. Ничего, что стальное? Каллиграфы, я слышала, стальными не пишут». Здесь проявилось знание Достоевским особенностей каллиграфии. Металлическое перо «ускоряло» пишущую руку, оставляло видимые углубления в большинстве букв. Это могло помешать безупречной каллиграфической выделке, но было более удобным, по сравнению с гусиным, в творческом процессе.
Достоевский предъявлял высокие требования к качеству письменных принадлежностей — бумаги и пера. По словам А. Г. Достоевской, Фёдор Михайлович «писал свои произведения на плотной, хорошей бумаге с едва заметными линейками. <…> Перо любил твёрдое, острое. Карандашей почти не употреблял».
Письменный стол
На фотографиях интерьера дома Достоевского в Старой Руссе видно, что у писателя, который «любил порядок во всём», стояли два стола — один из них весь заставлен книгами, сложенными друг на друга и образующими внушительные «горки»; на другом было оставлено свободное место для письма. По словам метранпажа типографии М. А. Александрова, в последней петербургской квартире Достоевских в кабинете писателя также стояли два простых стола, один всецело занимали книги, журналы и газеты, а на другом были «чернильница с пером, записная книжка, довольно толстая пачка бумаги». Очевидно, Достоевский предпочитал хранить печатные издания на виду, чтобы быстро отыскать нужную книгу, страницу, статью. Поэтому представленный здесь «стол писателя» с большой долей вероятности в 1880 году превратился в «стол читателя», и два этих вида деятельности Достоевский разделял и даже пространственно разграничивал.
В поздний период своего творчества Достоевский писал в основном с вечера до глубокой ночи — в самое тихое время, так как роман, по его словам, «есть дело поэтическое» и «требует для исполнения спокойствия духа и воображения».
Авторы текста:
Ольга Вячеславовна Золотько, ведущий научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»
Инга Михайловна Дробышевская, старший научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»
Анна Викторовна Петрова, ведущий научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»