Завоеватели-северяне
История правящего дома герцогов Нормандии, а позднее и королей Англии уходит корнями в эпоху походов викингов, которая приходится на 8−9 века. Появление норманнов на северных берегах Западно-Франкской державы во главе с Роллоном Датским, также известным в отдельных источниках как Хрольф Пешеход, было одним из важных событий на последнем этапе интеграции скандинавских язычников в мир христианской Европы. Ряд набегов так или иначе должен был заканчиваться расселением и занятием земельных наделов областей, которые являлись объектом экспансии викингов. Считается, что в 876 году Роллон и его дружина осаждали Руан, а между 885-м и 887-м штурмовали Париж. Воины будущего герцога Нормандии грабили Байе и Эвре.
В истории Британских островов скандинавский фактор играл важную роль. Даже периферия — Ирландия, земли Нортумбрии, Оркнейские острова, Гебридский архипелаг, были со временем заняты норманнами. В начале 11-го века королём Англии стал датский монарх Кнуд Великий.
Новый игрок на средневековой карте — Нормандская династия герцогов и королей — стала, пожалуй, одним из самых удачных примеров интеграции скандинавской знати в христианское общество Европы. Также следует вспомнить семейство д’Отвиль, представители которого прямиком из Нормандского герцогства отправились покорять Сицилию и юг Аппенинского полуострова и нашли там своё место под солнцем.
Герцогство Нормандия. Первые шаги династии
Этническая принадлежность основателя династии герцогов Нормандии Хрольфа Кетильссона — таким образом имя Роллона отображается в древненорвежском варианте — неясна. Средневековые историописцы Дудон Сен-Кантенский, Ордерик Виталий и Гийом Жюмьежский полагали, что родиной Роллона была Дания, а Годфрид Малатерра считал, что первый герцог был норвежцем.
В начале 10-го века в низовьях Сены Хрольф Пешеход и его соплеменники решили бросить якорь и расселиться по территории севера Западно-Франкской державы. Примечательно, что прозвище «пешеход» норманн получил из-за своего крупного телосложения — ни одна лошадь не могла нести его.
Король западных франков Карл III по прозвищу Простоватый решил заключить с норманнами договор, который гарантировал бы защиту франков от набегов таких же разбойников, как Хрольф с его соратниками, а также легализовал бы проживание норманнов на севере Франции.
Осенью 911 года был заключён Сен-Клер-сюр-Эптский договор между Карлом и Роллоном. Скандинавы крестились, а Роллон получил во владение территорию, которая позже станет называться Нормандией. Эта история стала одним из эпизодов сериала «Викинги».
Предводитель норманнов принёс королю франков вассальную присягу, но была ли она в действительности — остаётся загадкой. Фактически до 1144 года герцоги Нормандии были независимы от французского монарха. Хотя потомок Роллона Ричард I Бесстрашный в 968 году признал Гуго Капета своим сеньором. В текстах хрониста Дудона Сент-Кантенского Нормандия выступает как regnum, то есть королевство, а Ричард II Добрый и Вильгельм Завоеватель именуются королями.
Перед новыми хозяевами севера Франции встал ряд серьёзных задач: следовало сохранить в руках династии завоёванную территорию, претензии на которую предъявляли и французский король, и соседи-магнаты. Также Роллону и его сыну Вильгельму нужно было добиться лояльности своих подданных, соплеменников, и завязать отношения с региональной элитой франского королевства.
Первые поколения нормандских герцогов решали все внутриполитические вопросы, как умели, то есть согласно скандинавским представлениям. К примеру, едва крестившись, Роллон щедро одарил нормандские монастыри — это была своего рода жертва новому богу. Церковь отвечала королю взаимностью.
При Ричарде I Бесстрашном произошли любопытные изменения в восприятии как самой династии, так и подданных герцогства. Ричард щепитильно относился к истории его дома, поэтому заказал Дудону Сент-Кантенскому первую нормандскую хронику. В тексте мы находим не только важные сведения о главных действующих лицах, но и концептуальные эпизоды, связанные с христианской моралью. Так, предки Роллона представлены как один из множества языческих народов, ищущих спасения. Переломный момент в судьбе народа — жизнь Роллона. Король видит пророческий сон, по сюжету которого личность викинга меняется: в нём умирает язычник, но рождается истинный христианин. Вслед за перерождением правителя происходит и перерождение народа.