Сальвадор Альенде: борьба до последнего вздоха
Альенде находился на посту президента Чили чуть меньше трёх лет. В советском обществе считалось, что к власти он пришёл законным путём, поскольку народ его любил. Но затем в государственные дела независимой страны вмешались американцы. ЦРУ, подкупив несколько чилийских командиров, породило военную хунту. Началась война, итог которой был предрешён заранее.
11 сентября 1973 года стало драматической датой в истории Чили. Альенде вместе со своими сторонниками принял последний в своей жизни бой, развернувшийся во дворце Ла Монеда. Аугусто Пиночет — лидер военной хунты — предложил своему противнику самолёт и пообещал, что позволит ему покинуть территорию Чили. Но Сальвадор отказался. После этого начался штурм дворца.
Поскольку у осаждённых был неплохой арсенал, они сумели дать достойный отпор нападавшим. По легенде, лично Альенде сумел из гранатомёта вывести из строя танк. Но вторую волну атаки остановить они уже не смогли, поскольку дворец начала бомбить авиация. Выбора у Сальвадора, по сути, не оставалось: либо он сражается до последнего, либо попадает в руки к противникам. И свергнутый президент Чили, когда стало понятно, что враги вот-вот ворвутся во дворец, покончил с собой. Его сторонники, которые к тому моменту были ещё живы, одели Альенде в парадную одежду с многочисленными орденами и посадили в кресло. И когда последователи Пиночета ворвались в комнату, где находился Сальвадор, они не поняли, что он уже был мёртв. Не задавая лишних вопросов, солдаты расстреляли Альенде. На пути Пиночета к власти больше не осталось ни одного препятствия.
В СССР помешать госперевороту в Чили никак не могли. Нанести ответный удар сразу тоже не вышло по разным причинам. В КГБ взялись за дело лишь через три года. Принято считать, что лично Юрий Андропов разработал операцию «Тукан», направленную на формирование «правильного» образа Пиночета в сознании не только советских граждан, но и американцев.
КГБ: для победы все средства хороши
Долгое время об операции ничего не было известно, поскольку она являлась засекреченной. О ней много лет спустя рассказал Василий Митрохин — работник архива КГБ. Он, воспользовавшись своим служебным положением, собрал много секретной информации, а потом «слил» её на Запад.
В 1976 году КГБ вместе с кубинской спецслужбой ДГИ (управление разведки было организовано в 1961 году при непосредственном участии советских агентов) приступили к реализации «Тукана». Главная задача состояла в формировании негативного образа как самого Пиночета, так и его режима. Дело в том, что Аугусто являлся одним из самых ярых противников коммунистов на территории Южной Америки. Его антибольшевистская политика была очень мощной. Спускать ситуацию на тормозах было слишком опасно.
Агенты КГБ и ДГИ сделали то, что от них требовалось. Они сумели привлечь внимание правозащитных организаций к режиму в Чили. Особенно сильно бурлили и возмущались правозащитники в США. Пиночета, что называется, взяли на прицел. Например, в газете The New York Times было опубликовано свыше шестидесяти статей, в которых рассказывалось о нарушении прав человека в Чили. И эти материалы имели большой отклик у американских граждан. Их не интересовали те же истории из Камбоджи (лишь четыре статьи), поскольку эта страна была далеко и по определению её жители являлись дикарями. Не вызывали ответной реакции и публикации, рассказывающие о проблемах жителей Кубы, поскольку американцы к этому привыкли. А вот ситуация в Чили, что называется, «зашла», поскольку слишком мало времени прошло с момента государственного переворота. Была и ещё одна причина. По оценкам экспертов, когда власть захватил Пиночет, около миллиона чилийцев покинули родину. И большинство из эмигрантов, естественно, осели в США.
Американские СМИ подробно рассказывали о подробностях переворота. В газетах писали, что только за две недели правления Пиночета было убито около 3 тысяч людей. Журналисты приводили доказательства того, что все они были казнены как «политические враги». Делились они и подробностями многочисленных расстрелов. Вскоре своих американских коллег поддержали и европейские. Статьи о перевороте в Чили выходили в английских, французских, испанских газетах. Кампания против Пиночета набирала обороты.
Многие журналисты, причём даже маститые, свои публикации строили на некоем письме, которое доказывало жестокость режима Пиночета и участие в госперевороте ЦРУ. То письмо было сфабриковано агентами КГБ и так умело, что ни у кого не возникло сомнения в его подлинности.
Поставленной цели СССР добился. Правда, лишь на короткий срок. Постепенно волна массового возмущения сошла на нет. Пиночет остался у власти, а его политический противник Альенде был предан забвению.