Что произошло?
Произошли самые напряженные выборы в истории США. Лучше всего их, пожалуй, характеризует их же хронология. Голосование, как водится, состоялось в первый вторник после первого понедельника ноября (в данном случае это было 7-е ноября), а имя нового президента определилось только 12-го декабря. Причем решающее слово сказала не избирательная комиссия, а Верховный суд США. Если коротко, то помимо технических проблем (знаменитые бюллетени с бабочками) были еще и проблемы чисто практические: за Овальный кабинет боролись равные соперники, и разрывы между ними во многих штатах были минимальными. Особенно остро эта проблема стояла в тех штатах, которые давали кандидату много голосов выборщиков. Так и возникла битва за Флориду.
Флорида — это 25 выборщиков (больше тогда давали только Калифорния, Нью-Йорк и Техас). И от Флориды в данном случае зависело все. Чтобы понять, сколь мал был разрыв, взглянем на цифры: при первом подсчете выяснилось, что Буша поддержали 48,846% избирателей из этого штата, а Гора 48,837%. Преимущество республиканца составило чуть менее тысячи голосов (при шести миллионах поданных бюллетеней), но и этого хватало, чтобы получить 25 голосов выборщиков и стать президентом. Команда Гора решила бороться до конца и немедленно оспорила результаты выборов во Флориде. Так началась месячная эпопея с пересчетом голосов и взаимными исками в суд.
12-го декабря 2000 Верховный суд США путем голосования девяти судей поставил в этой истории точку. Пятью голосами против четырех инстанция постановила признать окончательным последний подсчет голосов. Согласно этому подсчету, во Флориде с разрывом в несколько сотых процента голосов победил Буш-младший. Общий итог: у республиканца 271 выборщик против 266 у демократа. При этом победитель набрал меньше голосов избирателей, чем побежденный. За Гора проголосовали 48,4% избирателей, за Буша — 47,9%.
Демократическая партия еще не раз возвращалась к теме Флориды, выражая свое недовольство. Тем не менее у сторонников Гора не было иного выхода, кроме как признать результаты выборов и поздравить соперника с победой. Отголоски скандала слышались еще много лет, дав журналистам, историкам и сторонникам теории заговоров пищу для написания десятков монографий.
Могло ли быть иначе?
Да запросто. Все в итоге решил один судейский голос. Относительно того, что повлияло на выбор девятого судьи Верховного суда, существуют десятки теорий. Впрочем, все могло решиться в пользу Гора и без всяких судебных разбирательств и пересчетов. Демократы проводили мощную избирательную кампанию. Гор делал ставку на достижения команды Билла Клинтона, у которого сам он был вице-президентом. Небывалый экономический рост США 90-х годов Гор прямо ставил в своих личные заслуги, обещая американцам дальнейший подъем доходов и экономическое процветание.
При этом от самого Клинтона его вице-президент изящно отстранился. На то были свои основания. Буш-младший действовал в привычном для республиканцев консервативном стиле, выступая за то, что в современной России назвали бы традиционными ценностями: запрет абортов, крепкая семья, строгая мораль и так далее. Его сторонники активно били в самую больную для демократов точку — сексуальный скандал между Биллом Клинтоном и Моникой Левински, случившийся в 1998-м году. Гор всячески подчеркивал, что его эта история не касается и что все произошедшее — личное дело и личная ответственность президента. Доходило до того, что он избегал встреч с Клинтоном и крайне редко появлялся рядом с ним в объективах телекамер.
В конце концов, демократы своего почти добились. Им удалось отделить имя Гора от сексуального скандала, к которому тот действительно не имел отношения. Это, однако, породило новую проблему: политологи и журналисты отмечали, что немного странно апеллировать к экономическому росту, публично отмежевываясь от человека, который и привел страну к этому росту.
Что изменилось бы?
Здесь нужно сразу сказать две вещи: во-первых, политическая система США устроена так, что во внутренней политике от президента зависит куда меньше, чем в международных делах, во-вторых, внешнеполитический курс США начала нашего века определили события 11 сентября 2001-го года. И кто бы ни занимал в тот день овальный кабинет, атака на Всемирный торговый центр и Пентагон не могла остаться без ответа.
Иными словами, Гор, будь он президентом США, вынужден был бы начать операцию в Афганистане, как это сделал Буш-младший. Существует мнение, что, стань Гор президентом, и терактов 11-го сентября удалось бы избежать. Каким образом? «Аль-Каеда» объявила джихад США еще в середине 90-х годов, первым актом войны был подрыв американских посольств в Танзании и Кении (7 августа 1998 года), а в конце 2000-го уже во всю велась подготовка к атакам на Всемирный торговый центр. И ее едва ли отменили бы из-за того, что выборы выиграл Гор.
Любому президенту США пришлось бы занимать очень жесткую позицию и показывать силу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. А вот стала бы администрация Гора затевать войну с Ираком — большой вопрос. Гор вообще делал акцент скорее на внутренние дела, чем на внешние. Обещал улучшение качества медицинского обслуживания и анонсировал некоего предшественника Obama care, то есть систему, которая открывала американцам, не имеющим страховки, доступ к качественному лечению. Несомненно, что, будучи хозяином Белого Дома, Гор сделал бы многое для экологии США. В конце концов, недаром в 2007-м ему дали Нобелевскую премию мира за работы по защите окружающей среды.
И все же с высокой долей вероятности можно предположить, что, победив в 2000-м, Гор затем проиграл бы в 2004-м. Либо тому же Бушу, либо Дику Чейни, но кому-то проиграл бы точно. И тогда в 2008-м мы получили бы на выборах сумасшедшую интригу — Буш-младший против Барака Обамы.