Храм Христа Спасителя, 1905−1910 гг. (с. Седельницы, Ивановская область)
В селе Седельницы рушится Храм Христа Спасителя — так за величавую красоту прозвали местную церковь Спаса Нерукотворного Образа (церковь Рождества Христова). Ее необычная композиция отсылает нас к традициям древнерусского зодчества XVII в., гармонично объединяя полукруглые, квадратные и прямоугольные формы. Внушительная апсида напоминает огромный барабан. Колокольная башня украшена аркатурой и словно собрана из пилонов. Даже в своем нынешнем состоянии здание впечатляет. Купол обвалился. Почти полностью осыпалась кирпичная отделка, обнажив пепельный «скелет».
За грандиозным строением стоит большой человек — Михаил Алексеевич Павлов. Он — потомственный купец и фабрикант, самый известный представитель династии. Несмотря на фамильный особняк в городе Шуя, М. А. Павлов никогда не забывал родное село. Он основал здесь первую школу, а чуть позже построил эту церковь. Автором проекта выступил Петр Зотов, московский архитектор, работающий в стиле эклектики. Михаил Алексеевич не жалел денег на проект, стремясь возвести знаковое для паломничества место. Строительство длилось с 1905-го до 1910 года. Когда оно, наконец, закончилось, Павлов завел традицию приезжать сюда на престольные праздники и слушать школьный хор на клиросе.
До революции меценат не дожил два года. Однако храм благополучно пережил ее. В 1940-х гг. все же был закрыт и перепрофилирован в хранилище овощей. После долгого небытия о шедевре архитектуры вдруг вспомнили в начале 2000-х гг. Состоялось его переосвящение в честь святого Георгия Победоносца. Пошла речь даже о восстановлении силами военнослужащих ивановского гарнизона. Но в 2008—2009-х гг. внутрь храма рухнул центральный барабан и, увы, на том всё заглохло. В 2018 стало понятно, что и РПЦ не поможет. В Седельницы приехал епископ Шуйский и провел обряд чин освящения основания новой церкви. То есть, видимо, старую использовать уже не собираются.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 1792 г. (с. Веретея, Ярославская область)
При въезде в деревню Веретея, одно из древнейших поселений Ярославской земли, путников печально встречает величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас он представляет собой лишь стены и полуразвалившуюся крышу. Внутри все верх дном, чудом сохранились фрагменты росписей. Основной объем храма составляет пятикупольный двухстолпный четверик. Мощное впечатление оставляет трехъярусная колокольня. Нарушает стройность силуэта одна неординарная деталь, так называемые Святые врата — архитектурно тяжеловесная вход-арка.
Дата строительства этой церкви известна точно — 1792 год. Ее возвели взамен старой деревянной. Сообщается также, что деньги на это собрали сами местные крестьяне. Архитектор не известен. Выражу сомнение. Каменное храмостроение в те времена только набирало обороты. Дело хлопотное, сложное и дорогое. А тут окраина, и такое строение. Известный факт, что вес его колоколов составлял целых 9 тонн, немало даже для крупного города. А главным украшением внутреннего убранства был семиярусный вызолоченный червонным золотом иконостас.
Если отмотать хронику назад, то выясняется следующее. В 1777 г. эти земли государство изъяло у упраздненного Мологского Афанасьевского монастыря. Причина: на них поселились старообрядцы, ненавидящие русскую империю. Их влияние стало очень велико, надо было что-то делать. А сделали вот что: Мологу превратили в образцово показательный, процветающий уезд и построили в нем россыпь традиционных храмов. Покровский, наверняка, один из них. И, возможно, история о его народности из разряда легенд.
После революции церковь превратилось в зернодробилку и склад. В 1997 году ее возвратили под крыло РПЦ. С тех пор ничего не изменилось. Ни разу речь о ее восстановлении не шла. Но думается, эти стены еще постоят. Кстати, слово «веретея» обозначает «сухую возвышенность, возвышенный и плодородный участок земли». Когда в 1930-х гг. году коммунисты строили Рыбинское водохранилище, то затопили весь Мологский уезд. Но уровень воды так и не достиг Покровского храма.
Храм Николая Чудотворца, 1835 г. (с. Боболи, Калужская область)
Деревню Боболи рассекает надвое овраг, на северной стороне которого церковь Николая Чудотворца. От ее мрачной живописности наворачиваются слезы. Заброшена, разрушена, на стенах проступили кроваво-кирпичные пятна увядания. Окружают погибающую красавицу пустыри, редкие деревья и низенькие избушки.
Храм построен в стиле эклектика. Состоит из увенчанного куполом 8-гранника, двух приделов и колокольни. «Местечковый» колорит объясняется личностью архитектора Петра Гусева, родившегося в семье крепостных крестьян. Вообще, с датами и инициаторами строительства существует путаница. Попробуем разобраться. Строила храм бесприданная княжна Мари Салтыкова-Головкина, после того как вышла в 1825 замуж за графа Болеслава Потоцкого, наследника многомиллионного состояния. Мари всегда находилась в центре внимания. Ее воспевали Жуковский, Вязевский, Тургенев, и писал Кипренский. Даже оценка сплетницы Долли Фикельмон уважительна «Красивая, болезненная, грациозная, соблазнительная, вычурная, в высшей степени умеющая владеть собой; без склонности к мнимой сердечности!».
В 1842 Мари разъехалась с мужем из-за внебрачной дочери, с которой и умерла на руках после двух лет агонии от чахотки. Расширила собор ее дочь Мария Болеславовна. Она в 1856 вышла замуж за графа Григория Строганова. Это ниточка к крепостному таланту архитектора Гусева. Петр родился рядом с селом Боболи, учился в Строгановском училище, куда без попечительства графа попасть не мог. До революции всем владела Мария Григорьевна Строганова. Она не эмигрировала и была убита большевиками в 1920. Храм оставался действующим до 1969. Затем он был закрыт и разграблен. В 2000-х местная епархия пыталась восстановить его. Сейчас там висит замок, и никаких работ не ведется.
Автор — Елизавета Захарова, создатель фотопроекта об исчезающих памятниках архитектуры. В центре внимания — церкви, усадьбы, украшенные резьбой деревянные дома и другие старинные постройки нашей страны.