Этим материалом редакция сайта diletant.media продолжает публикацию наиболее интересных заявок, поступивших на конкурс «Первая Мировая война в истории моей семьи», которая будет продолжаться в течение января 2019 года.
Я хочу рассказать о том, как благодаря вашему конкурсу мне удалось немного узнать об офицере Русской Императорской армии, за могилой которого уже более 100 лет ухаживает моя семья.
Эту могилу на старом кладбище г. Бричень (Республика Молдова, в советское время город назывался Бричаны) я помню с детства: она находится рядом с могилами моих предков. Каждый раз ухаживая за ними, мои бабушка и дедушка, убирали и эту, над которой стоял старый дубовый крест с медной табличкой:
«6-го Сибирского стрѢлкового полка
Капитанъ Василий Демьяновичъ Ирименко.
Скончался 10-го Сентяб. 1916 г. 426 госпиталя
От отравленiя удушливыми газами»
Погибшего капитана бабушка с дедушкой почему-то называли Солдатом. «Убери могилу Солдата», «Скоси траву рядом с могилой Солдата», — говорили они мне… Даже «поманы» (специально приготовленную еду, которую в родительский день в этом регионе вручают за упокой души усопшего) они давали со словами: «За Солдата!».
Шли годы… Вместо обветшавшего, деревянного креста, дедушка установил каменный, сохранив прежнюю табличку. Мои родители безрезультатно пытались выяснить в местном архиве, кто такой капитан Ирименко. С этим же вопросом несколько лет назад я обращался к коллекционерам военной атрибутики, в различные российские военные архивы. Мне хотелось найти потомков царского офицера, которым наверняка было бы интересно узнать, где погиб их предок, что его могила не заброшена. Безрезультатно: ни из одного архива я не получил ответа. В интернете не упоминалось ни о капитане В. Д. Ирименко, ни о военной части, где он служил, ни о госпитале, где умер.
Ваш конкурс побудил меня вновь начать поиск. И … я не поверил глазам, увидев фамилию Ирименко на страницах некоторых сайтов. Благодаря ним удалось проследить воинский путь нашего Солдата.
Первое упоминание в интернете о Василии Ирименко, которое мне удалось найти, датируется 1907 г. 11 июня этого года Высочайшим приказом Его Императорского Величества подпоручик 6-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Василий Ирименко награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Надо заметить, что 4-я степень этого ордена представляла собой крест на эфесе холодного оружия и темляк из Орденской ленты. Надпись на эфесе «За храбрость» присовокуплялась к знаку 4-й степени, когда орден пожалован за военные подвиги. Кроме этого, согласно изменениям в положении о награждении орденом Св. Анны от 1845 г., данная степень давала личное дворянство.
В течение следующих полутора лет Василий Ирименко был повышен в звании.
В «Общем списке офицерских чинов Русской Императорской армии на 1 января 1909 г.» сказано, что Ирименко Василий Демьянович («Ирименко, Вас. Дем.», стр. 374) носил звание поручика 6-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Место расположения полка, который 1 сентября 1910 года стал называться 6-м Сибирским стрелковым полком, — урочище Новокиевское (ныне — Краскино, поселок в Хасанском районе Приморского края).
В этом же звании В. Д. Ирименко встретил 1 января 1910 г. (стр. 398 списка офицерских чинов за указанный год).
Накануне Первой мировой войны, 17 мая 1914 года, уже штабс-капитан 6-го Сибирского стрелкового полка Василий Ирименко Высочайшим повелением награжден орденом Святого Станислава 3-й степени (пожалован с 6 декабря 1913 г.).
Следующее упоминание о В. Ирименко находим в ежедневной газете «Русское слово» (1895−1918), на страницах которой во время войны публиковались сведения об убитых и раненых офицерах. В № 203 этой газеты от 3 сентября 1915 г., в рубрике «Раненые и больные офицеры, прибывшие в Петроград», сказано, что штабс-капитан Ирименко Василий Демьянович помещен в Русско-голландский лазарет (Английский просп., 8/10).
Благодаря ресурсу «Офицеры Русской Императорской армии» я смог увидеть, как выглядел человек, похороненный рядом с моими предками. По всей видимости, фотоснимок офицера сделан во время его пребывания в госпитале: Василий Демьянович одет в больничный халат.
В картотеке Бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат) Российского государственного военно-исторического архива хранятся два документа.
Первый — выписка из лазарета на имя Ирименко Василия Дементьевича, штабс-капитана 6-го Сибирского стрелкового полка, эвакуированного в октябре 1915 г. в офицерский лазарет имени Императрицы Марии Федоровны. Речь идет о Русско-голландском лазарете.
Второй — медицинская карта Ирименко Василия Дамиановича, в которой указаны причины госпитализации:
1. штабс-капитана — 27 июня 1915 г. он был ранен у деревни Еднорожец (сейчас находится в составе Польши);
2. капитана — 9 сентября 1916 г. у озера Нарочь (сейчас относится к Мядельскому району Минской области Республики Беларусь) отравлен удушливыми газами.
С большой долей вероятности можно утверждать, что речь идет об одном и том же офицере 6-го Сибирского стрелкового полка, несмотря на различия в написании отчества: Демьянович — Дементьевич — Дамианович.
Данные Российского государственного военно-исторического архива свидетельствуют: 17 мая 1916 года приказом Его Императорского Величества штабс-капитан 6-го Сибирского стрелкового полка Василий Ирименко награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
А вот в Высочайшем приказе о чинах военных Его Императорского Величества от 22 января 1917 г. (36-страничном документе) капитан 6-го Сибирского стрелкового полка Василий Ирименко упоминается трижды!
На 24 стр. сказано, что он награжден орденом Святой Анны 2-й степени с мечами.
На 34 стр. — награжден мечами и бантом к имеющемуся ордену Святой Анны 3-й степени.
На 36 стр. — орденом Святого Станислава 2-й степени.
По всей видимости, в период между приказом от 17 мая 1916 г. о награждении орденом Святой Анны 3-й степени и отравлением газами у озера Нарочь 9 сентября 1916 г. Василия Ирименко повысили в звании до капитана (в Русской Императорской армии времен Первой мировой войны это следующее за штабс-капитаном звание по старшинству).
В медицинской карте упоминается Бессарабия. Вероятно, капитан Василий Ирименко был эвакуирован после отравления в госпиталь, расположенный в этой губернии, в котором 10 сентября 1916 г. скончался.
Почему тогда в приказе от 22 января 1917 г. фигурирует имя погибшего более четырех месяцев назад офицера? Возможно, представления о награждении шли долго, а данных о смерти капитана Ирименко у командования еще не было.
Шел 1917 год, до отречения от престола подписавшего этот приказ императора оставалось 39 дней…
Уважаемая редакция! Это мини-расследование, изложенное довольно сухим языком, конечно, не может передать даже частицу того внутреннего беспокойства, которое охватило и не покидало меня, пока я, страницу за страницей, открывал для себя судьбу храброго офицера, отдавшего жизнь за Родину и похороненного рядом с моими предками. С самого детства я привычно смотрел на место его погребения. Но только сейчас образ человека, много лет скрывавшийся за несколькими строками на медной табличке, стал для меня зримым и по-настоящему близким, как и образы покоящихся рядом людей. Его безликая могила больше не будет такой: рядом с табличкой с именем капитана Василия Демьяновича Ирименко обязательно появится другая — с его фотографией.
Автор: Хитальский Олег Викторович, главный редактор журнала «Золотой червонец», портала Gold10.ru, к. ф. н., г. Санкт-Петербург