Колонизаторские амбиции
Дела в Португалии 19 века обстояли как нельзя хуже. В начале столетия из-за вторжения Наполеона страна потеряла флот, постепенно растратила все свои богатства, и из некогда сильнейшей державы мира превратилась почти в зависимое от Англии государство. Внутри страны была разруха, колонии стремились получить независимость. Открытая в начале 16 века португальским мореплавателем Кабралом Бразилия, приносившая огромный доход, была потеряна.
Всё изменилось в 1877 году, когда португальский путешественник Серпа Пинту отправился в экспедицию от Анголы до Мозамбика. Он вошёл в историю как первый португалец, которому удалось пересечь Африку с запада на восток. О нём писали: «Он дал Португалии то, чего она больше всего жаждала — героя». Страна воспрянула духом и вспомнила о своей давней мечте колонизации Центральной Африки. Впервые португальские колонизаторы задумались об этом ещё в 16 веке, но лишь три столетия спустя решили воплотить мечту в жизнь. Проект колонизации получил название «Розовая карта»: по цвету, которым были выделены территории от Атлантического океана до Индийского на плане. В итоге колонии слились бы в единый пояс по центру Африки. Какие-то владения на этом континенте у Португалии уже были, но они все располагались в прибрежной зоне или на островах.
Комитет Африканского фонда
В 1881 году в Португалии вышел декрет, который намечал дальнейшие планы. По всей стране стали распространять брошюру под названием «К португальскому народу от имени Чести, Права, Интересов и Будущего Родины и Комитета Африканского Фонда, созданного географическим обществом Лиссабона для организации национальной подписки, предназначенной для учреждения цивилизаторских станций на территориях, входящих или прилегающих к португальским владениям в Африке». К ней прилагалась и та самая розовая карта.
Драка за Африку
Но Португалия была не единственной страной, которая мечтала отхватить лакомый кусочек от чёрного континента. Расширение португальских владений в Африке явно не входило в планы Великобритании, Германии, Франции и Бельгии. На Берлинской конференции в 1885 были объявлены принципы так называемой эффективной оккупации. Согласно этим принципам, страна могла оккупировать территорию, только если была в состоянии обеспечить нужный уровень контроля. Португалия пыталась найти сторонников среди местного населения и европейских держав.
Португальцы надеялись, что удастся договориться: они предлагали Великобритании контроль над большинством освоенных португальцами территорий. Для себя же они хотели сохранить небольшую часть земель, но обязательно с узким коридором с запада на восток. Такое положение дел Англию не устраивало тоже.
Дипломатические войны
Чтобы усилить свои позиции, португальцы в 1886 году принялись строить Трансафриканскую железную дорогу, а в 1889-м и вовсе отправили в Центральную Африку свои войска. В ответ на заявления Англии о неэффективной оккупации территорий, Португалия заявляла, что имеет на эти земли исторические права. Обстановка накалялась не только возле южного континента: английская эскадра получила приказ отправиться на рейд в Лиссабон. Заметив флот Великобритании в Гибралтаре, Португалия всерьёз забеспокоилась о судьбе своей столицы.
В 1890 году Англия направила португальскому правительству ультиматум. Лиссабону пришлось уступить: «Столкнувшись с угрозой неизбежного разрыва отношений с Великобританией и всех последствий, которые могут быть им вызваны, правительство Его Величества решило уступить её требованиям. Правительство Его Величества будет считать спорный вопрос окончательно решённым в случае посредничества или арбитража и направит генерал-губернатору Мозамбика приказы, требуемые Великобританией».
Открытые конфликты
Неудавшаяся колонизация не прошла для Португалии бесследно. Волна недовольства правительством переросла в митинги и демонстрации по всей стране. Как писали историки, «вся нация вибрировала от севера до юга». Полицейским едва удалось защитить от нападения британское посольство в Лиссабоне, в котором демонстранты разбили окна. Англия и Португалия стояли на пороге войны. Окончательно уладить конфликт удалось лишь в 1891 году, когда подписанный договор определил границы Анголы и Мозамбика. Так Португалии не удалось исполнить свою «розовую мечту», а монархия сильно повредила свою репутацию и столкнулась с ростом республиканских настроений.