Герой победы
Это один из редких случаев — генерал советской армии, погибший на фронте. В феврале 1945 года дважды Герой Советского Союза Иван Данилович Черняховский был тяжело ранен осколками артиллерийского снаряда в тогдашней Восточной Пруссии, а ныне Польше. На тот момент он уже успел стать самым молодым в истории Красной армии генералом. Это звание он получил в 37 лет.
Маршал Василевский, который после гибели Черняховского был назначен на должность командующего 3-м Белорусским фронтом, писал о нем как об исключительно талантливом и энергичном военачальнике: «Хорошее знание войск, многообразной и сложной боевой техники, умелое использование опыта других, глубокие теоретические знания».
Или, например, воспоминания Рокоссовского: «Молодой, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек! Было видно, что в армии его очень любят. Это сразу бросается в глаза».
В силу особенностей времени, да и, возможно, в силу ранней гибели ни с чем, кроме армии, жизнь генерала Черняховского связана не была. В 1924 году, в 17 лет, он — доброволец в Красной армии; затем курсант Одесского училища и Киевской артиллерийской школы и так далее.
В Великую Отечественную войну он вступил командующим 28-й танковой дивизией. Иван Черняховский из породы середняков, которые звезд с неба не хватают, но именно они вносят едва ли не самый существенный вклад в исход войны. Во многом с его именем связаны освобождение Воронежа и десятки различных операций с весны 1944 года — уже во главе 3-го Белорусского фронта, одного из ведущих.
Иван Черняховский, пожалуй, нетипичный генерал для советской армии: со вполне типичной судьбой, но весьма нетипичной гибелью (не в застенках и не на лаврах сильно после войны), и вполне, что тоже нетипично, однозначными воспоминаниями о нем (все больше со знаком «плюс» и комплиментами характеру и заслугам).
И напоследок еще одно воспоминание — шофера Черняховского, прошедшего с ним всю войну: «Вот, пишут о Черняховском — все о воинских талантах, а ведь, кроме всего прочего, была душа, был человек. Если бы вы слышали, как он пел с солистом Большого театра Дормидонтом Михайловым. Артисты, которых было среди нас не меньше 20 человек, превратились в гостей и слушали».