11 августа 1881 года в городе Слободском родился Саша Гриневский. Его отец происходил из рода дворян Виленской губернии, а дедушка был крупным помещиком Дисненского уезда. Мать Саши, Анна Степановна Ляпкова, умерла, когда мальчику было всего 12 лет.
Своё детство Александр Грин называл «не очень приятным»: когда он был маленьким его баловали, а когда он повзрослел наказывали за живость и озорство, доходило даже до сильных побоев. Писатель вспоминал, что в 6 лет отец научил его читать, мать тогда же — писать. Научившись рано читать, Гриневский читал всё, что попадалось ему на глаза. Как он сам говорил: «от «Спиритизма с научной точки зрения» до Герштекера и от Жюля Верна до приложений к газете «Свет»». Также Грин писал, что «тысячи книг сидели в голове плохо переваренной пищей».
С учёбой у Гриневского не ладилось: в 9 лет он попал в училище, из которого его исключали три раза за плохое поведение. После этого он перевелся в училище, которое закончил с одним лишь исключением. В 16 лет с несколькими рублями в кармане он отправился в Одессу, чтобы стать моряком. Спустя тяжелый месяц голода, Александр Гриневский всё-таки поступил матросским учеником на пароход «Платон», позже матросом на «Цесаревич», а после этого на парусное херсонское судно. Но его потянуло домой: зайцем он доехал до Вятки. Там он работал в театре — переписывал роли местной труппе, иногда играл третьестепенные роли. В 1901 году Грин стал солдатом и, как он сам вспоминал, службу возненавидел сразу же. Его посадили в карцер, откуда он сбежал, но оказался пойман и отправлен под заключение ещё на месяц. Там Грин в скором времени познакомился с революционерами, которые помогли ему бежать. Он мотался по разным городам России, а в ноябре 1903 года был пойман за пропаганду во флоте и крепостной артиллерии. Это привело к бессрочной ссылке на поселение и лишению всех прав. Спустя почти два года, Александра Гриневского освободили, однако в скором времени снова арестовали и отправили в ссылку в Тобольскую губернию, и уже через день ему удалось сбежать оттуда в Москву. Тут он написал рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» для издательства «Колокол», за который получил сто рублей. На них он уехал в Петербург, где стал писать.
В марте 1907 года впервые появился псевдоним Александр Грин. Под ним был опубликован рассказ «Случай» в газете «Товарищ». После этого всё чаще произведения Грина появляются в разных изданиях Петербурга. Уже через год напечаталась первая книга Александра Степановича «Шапка-невидимка», в которую вошли 10 рассказов и фельетонов. При этом своей первой книгой Грин считал сборник «Рассказы», вышедший в 1910 году в издательстве «Земля».
Главным событием жизни Александр Грин называл встречу со своей первой женой Верой Абрамовой (в замужестве Калицкая). О Грине она вспоминала: «Александр Степанович обладал прекрасным свойством: он превосходно отличал добро от зла, или, вернее, он безошибочно чувствовал, что хорошо и что дурно». Пара познакомилась в 1906 году: Абрамова работала в «Красном кресте», где помимо обычных обязанностей притворялась невестой заключенных, у которых никого не было в Петербурге. Так она могла видеться с ними, поддерживать и давать поручения. Одним из «женихов» был Александр Гриневский. Его письма, «бодрые и остроумные», заинтересовали девушку. О первой встрече с Верой Абрамовой Гриневский говорил: «Сначала ты мне совсем не понравилась, но к концу свидания стала, как родная».
Брак с Александром Грином по началу казался Абрамовой идиллией. Так было до того момента, пока Александр Степанович не сошёлся с литературной элитой. Это было тяжелое время долгов и заложения вещей. В такое время Александр Грин впадал в тоску и становился раздражительным, а после этого собирался с духом и садился писать.
В 1920 году Вера Павловна попросила Александра Гриневского о разводе. Он сразу же согласился, и они вместе пошли в ЗАГС. Она вспоминала, как выйдя, он поблагодарил её за то, что она не стала менять фамилию и осталась Гриневской. При этом он знал, что она просила развод, чтобы выйти замуж за геолога Калицкого.
В 1918 Александр Грин познакомился с Ниной Николаевной Мироновой, в 1921 году они поженились, а в 1923 литературные дела Александра Грина пошли в гору. Именно Нина Миронова стала прототипом Ассоль в самом известном произведении Грина «Алые паруса». Он называл это произведение «сказочной пьесой» и даже «феерией». После свадьбы Грин перевез к себе в квартиру мать Нины Николаевны, решив, что нужно жить по-человечески и не надо оставлять её одиноко. В это время был напечатан рассказ «Корабли в Лиссе», который Александр Грин считал одним из лучших своих произведений. Также он переписал рассказ «Ива», первый экземпляр которого был потерян. 1922−1924 стали самыми плодотворными годами, Гриневский издавался, вновь втянулся в литературную богему и уехал жить на юг.
В августе 1931 Александр Грин заболел раком. Это был труднейший период для семьи Гриневских, денег и продуктов не хватало. Занять было не у кого. В это время Александр Грин начинает писать автобиографические повести, делая это без удовольствия: он считал, что биографию нужно писать, когда иссякаешь как художник. Нина Николаевна нашла деньги, чтобы отправить мужа в Москву: «Я знаю, что ему будет в Москве так трудно, как, может быть, еще никогда не было. А не ехать нельзя: положение безвыходное». Она писала: Александр Грин знал, что оставляет жену и тёщу в нужде. 21 августа Грин вернулся к жене и попросил её быть рядом с ним. Он был очень плох и измучен, но даже в таком состоянии говорил с женой о литературе. В сентябре Грин написал в Союз писателей заявление о пенсии, рассказав про болезнь, которая не даёт работать. В том месяце должно было быть двадцатипятилетие литературной деятельности Грина. Но ответа не пришло. Нуждающиеся жена и тёща писателя начали вязать, чтобы найти хоть какие-то деньги. От Александра Грина скрывали в каком тяжелом положении находится семья. Но он всё равно написал Горькому с просьбой о помощи. Письмо так и не дошло. В шесть часов вечера 8 июля 1932 Александр Грин умер на руках у жены. Его похоронили на следующий день на пустом и заброшенном кладбище.