Александр Македонский умер в 323 году до н. э. Управлять огромным государством, от Греции до Персии, дети не могли: Геракл был рождён от наложницы, а законный сын, тоже Александр, родился только через месяц после смерти отца. Поэтому вопрос преемника, не решённый заранее, стал наиболее острым.
Разумеется, рассчитывать на власть в большей степени в такой ситуации могли те, кто обладал главным ресурсом — силой. В результате первого соглашения военачальник Пердикка стал регентом при слабоумном сводном брате Александра Арридее (у них с Александром был общий отец — Филипп II). Основой соглашения диадохов стало сохранение единства государства, регионы которого (сатрапии) управлялись диадохами. Антипатр получил Македонию и Грецию, Антигон — часть территории современной Турции, а также части Сирии и Кипр, Птолемей стал распоряжаться Египтом, Лисимах — Фракией и Ионией (земли к западу от Чёрного моря), за Селевком осталась Вавилония, а Пердикка получил в управление азиатские земли. Но придерживаться этого соглашения сатрапам не удалось: слишком сильны были противоречия и слишком желанным был общий престол.
Образовавшиеся на обломках Македонской империи царства не добились столь же блестящих успехов, как государство Александра Великого, однако существовали какое-то время. Пали эти микроимперии в результате возникновения нового игрока — набирающего силы Рима.
Антипатр и Кассандр
Отец и сын, оба заведовали европейскими территориями Македонского царства. Антипатр начал войну диадохов, но не дожил до её окончания — он умер в 319 году до н. э., передав регентство над своими землями Полиперхону. Кассандр не оценил этого поступка отца и стал собирать против Полиперхона войско, сумев привлечь к этой борьбе большинство греческих полисов.
Именно Кассандр покончил с ближайшими родственниками Александра Великого — его матерью, царицей Олимпиадой, а в 309 году до н. э. с его женой Роксаной и сыном Александром IV. Таким образом, все легальные претенденты на общий престол были убиты. Сам Кассандр вскоре женился на сводной сестре Александра Македонского Фессалонике, заключил союз с Селевком, Птолемеем и Лисимахом и вместе они смогли одолеть Антигона. Если и есть что хорошего в Кассандре, это его любовь к прекрасному: он, например, восстановил Фивы, разрушенные Македонским.
Птолемей
Основатель египетской династии Птолемей стал телохранителем Александра волей случая — предыдущий был изобличён в заговоре. Первые упоминания о нём в свите македонского правителя относятся к описанию знаменитой битвы при Иссе против царя персов Дария. Он сопровождал своего начальника и в последующем индийском походе.
Птолемей не только защищал Александра, он и других от того же Александра всё время спасал: пытался сдерживать царя во время приступов гнева. Птолемей был с Александром и во время его смерти, он же перевёз тело царя в Александрию и захоронил его. Это стало одним из поводов для вражды с другими диадохами, поскольку Птолемей не считался прямым наследником. На совещании военачальников он высказался за сохранение власти у одного из полководцев, однако большинство сделало другой выбор.
Предвидя междоусобные распри, Птолемей удалился на значительное расстояние от центра империи — в Египет, став сатрапом этой территории. Первым делом он оградил себя от людей, считавшихся сторонниками Пердикки. Вскоре к Птолемею прибыли Антигон и Кратер, убедившие его объединиться против общего врага. После гибели Пердикки регентом предложили стать Птолемею, но он отказался.
Пердикка
Друг и сподвижник Александра Македонского. Свою карьеру он начал ещё у отца Александра, Филиппа, был его телохранителем. При Александре Пердикка стал командовать частью фаланги, а затем возглавил конницу. Полководец участвовал во всех походах Александра и во всех битвах, в которых тот сам принимал участие. Его ценили за ум, мужество и преданность. Собственно, это повлияло и на то, что находившийся при смерти глава государства передал именно ему царское кольцо с печатью, то есть сделал его регентом, с чем первоначально согласились и другие военачальники.
Но вскоре начались распри и непослушание. Например, сатрап Антигон отказался выполнять приказ Пердикки помочь Эвмену завоевать предназначенные для него земли — Пафлагонию и Каппадокию (Пердикке пришлось завоёвывать их самому). В отместку Пердикка изгнал Антигона с его земель, тот бежал к Антипатру, оба заручились поддержкой Птолемея. Пердикка повёл войска против последнего, но в труднейшем переходе через Египет (при переправе через Нил утонули две тысячи воинов) был задушен собственными взбунтовавшимися офицерами.
Антигон I Одноглазый
Антигон был одним из самых близких Александру полководцев. Во время индийского похода он остался защищать подконтрольные Македонии территории в Малой Азии, одолел, в частности, персидскую армию в битве под Сардами — древней столице Лидии. В 333 году до н. э. Александр назначил Антигона наместником Великой Фригии — территории древнего царства, также завоёванной персами. Часть некогда персидских земель он контролировал и после смерти Александра, но начались войны уже между его соратниками.
Одноглазому в определённый момент удалось собрать под своим начальством почти всю империю Македонского, кроме Македонии и Египта. Антигона называют бесконечно властолюбивым, он рассорился со многими военачальниками империи Александра Великого, и те объявили против него поход. 80-летний Антигон сражался против целой коалиции, но всё же уступил. Полководец погиб в крупном сражении в 301 году до н. э., когда против него выступил Селевк с экзотическим оружием — он использовал 500 индийских боевых слонов.
Селевк I Никатор
Телохранитель Александра Македонского стал позже одним из главных претендентов на власть в его империи. О Селевке ходило много легенд: мол, рождён от бога Аполлона, который приснился матери Селевка Лаодике и вступил с ней в связь, оставив кольцо с изображением якоря. Такое кольцо якобы она нашла потом на кровати, а у самого Селевка будто бы было родимое пятно в форме якоря.
В 334 году до н. э. Селевк отправился в поход Александра в Азию. К индийской кампании (327 год до н. э.) он стал уже командиром гвардейских пехотных частей, «Серебряных щитов». В Индии сражался с войсками царя Пора, там впервые узнал, что такое боевые слоны (позже ему это пригодилось). Подразделения Селевка подчинялись непосредственно Александру Македонскому и постоянно находились в его распоряжении.
После смерти Александра Селевк остался командующим гейтарами при Пердикке и, возможно, сыграл определённую роль в его убийстве. После этого Селевк получил в своё распоряжение земли на востоке бывшей Македонской империи. Селевк стал основателем своего влиятельного государства — империи Селевкидов, распростёршейся от территории современной Турции практически до полуострова Индостан.
Лисимах
Лисимах происходил из крестьянского рода, но несмотря на это, его отец Агафокл сумел добиться высокого положения при македонском царе Филиппе II. А сам Лисимах оказался в ближайшей свите Александра Македонского. Как и многие другие диадохи, он входил в личную охрану Македонского. Есть легенда, которая гласит, что однажды царь разгневался на Лисимаха и натравил на него разъярённого льва. Но полководец сунул руку в пасть зверя и убил его, вырвав язык. Плутарх отмечает, что Лисимах любил демонстрировать свои глубокие шрамы, утверждая, что это следы от львиных когтей.
После смерти Александра Лисимах получил в управление часть Фракии и земли, прилегающие к Чёрному морю. Долгое время Лисимах в войнах диадохов не участвовал. Лишь в 315 году до н. э. он вступил в коалицию против Антигона. Однако серьёзного участия в кампании не принял: его отвлекла война с ближайшими соседями, чью территорию он теперь занял, — фракийцами.
Полиперхон
Древнеримский писатель Клавдий Элиан утверждает, что до начала службы у Александра Великого Полиперхон был разбойником. Во всяком случае, в армии он оказался уже в ветеранском возрасте. Впервые упоминается в 333 году до н. э., когда был назначен командовать тимфейским полком фаланги. Полиперхон принял участие в битве при Гавгамелах, в решающем сражении между войсками Александра и персидского царя Дария III.
Через четыре года после смерти Александра Полиперхон получил от Антипатра регентство над Македонией, после чего сын Антипатра Кассандр вместе с Птолемеем и Антигоном начал войну против Полиперхона. В ходе Третьей войны диадохов Полиперхону удалось получить в союзники сына Александра Геракла. Это стало серьёзной проблемой для противников — многие из них начали сомневаться в лояльности войск. Впрочем, в итоге Кассандр на переговорах убедил Полиперхона отказаться от Геракла. По приказу Полиперхона и Геракл, и его мать были задушены. От борьбы он сам отказался и закончил жизнь в тишине и безвестности.
Эвмен
Эвмен служил ещё царю Филиппу, был начальником его канцелярии, а затем в этом же качестве перешёл на службу к Александру. Это был не столько военачальник (хотя ни в силе, ни в смелости ему не отказать — тогдашние сотрудники канцелярии и в военных походах участвовали), сколько политик и дипломат. Именно при участии Эвмена проводилась политика не только силового покорения новых народов: полководцы брали в жёны представителей тех национальностей, которые входили в состав империи, вели себя уважительно по отношению к местным культурам и верованиям. Сам Эвмен женился на персиянке и, в отличие от многих других македонцев, побросавших после смерти Александра своих азиатских жён, создал с ней семью.
Во время разделения империи на сатрапии Эвмен земель не получил, только обещания: он должен был управлять ещё не завоёванными Пафлагонией и Каппадокией — это север и восток Малой Азии, земли, выходящие к Чёрному морю (часть территории современной Турции). Однако завоевательные походы так и не начались, обманутый Эвмен в итоге принял участие в войне диадохов. Полноправным претендентом на земли его не считали, всё-таки он не был человеком из военной элиты, его уважал сам Александр, но едва ли кто-то из его свиты. А вот представители династии как раз делали ставку на Эвмена, он получил покровительство Олимпиады, матери Александра, и его супруги Роксаны. Однако в результате предательства своих войск (им всё время в нужный момент напоминали, что Эвмен — «всего лишь» грек) Эвмен был выдан Антигону. В тюрьме его задушили.