1Начало путешествия
С эпохи Петра Великого, совершившего в 1697—1698 гг. свое знаменитое «Великое посольство», образовательные путешествия становятся частью подготовки к государственной деятельности членов царствующего дома в России. Именно таким путем достигалось непосредственное сближение с жизнью, появлялся опыт, общения с простым людом для особ правящей династии. Особенно большое значение путешествиям придавалось в России в царствование Николая I, который отправил в 1837 году своего сына цесаревича Александра в поездку по Европейской России и Сибири по маршруту: Новгород — Тверь — Ярославль — Вятка — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Ялуторовск — Курган — Тобольск и обратно. Это было первое посещение Сибири одним из членов царствующей династии. С именем другого великого князя Константина Николаевича связано начало морских путешествий. В 1844 году он из Архангельска через Копенгаген прошел в Санкт-Петербург, а позднее неоднократно плавал по Балтийскому, Черному и Средиземному морям.
Цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, отправился в Восточное путешествие в 1890 году. Оно было приурочено к завершению наследником 13-летнего курса образования (8 гимназических, 4 университетских и 1 дополнительного года) и рассматривался Александром III в качестве важнейшего этапа в познании наследником как Российской империи, так и сопредельных территорий. В 1890 году Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства в Владивостоке и символически свезя первую тачку грунта для насыпи. А так как Августейшему путешественнику нельзя было проехать одним путем дважды, то было принято решение добраться до Владивостока морским путем — через Египет, Индию и Японию. Это давало наследнику возможность установить личные дипломатические связи с правящими династиями как на Западе, так и на Востоке, а также укрепить контакты между Россией и другими странами.
Вместе с наследником в путешествие отправились его адъютанты князь В. С. Кочубей, князь Н. Д. Оболенский, князь В. А. Барятинский, Е. П. Волков, а также контр-адмирал В. Г. Басаргин, доктор В. К. фон Рамбах и художник Н. Н. Гриценко и князь Э. Э. Ухтомский.
Путешествие началось 23 октября (по старому стилю) 1890 года в Гатчине после молебна. Император Александр III с императрицей вошли в вагон Императорского поезда, чтобы проводить Престолонаследника до ближайшей станции — Сиверской.
2Триест
Маршрут следования пролегал через Псков, Вильну, Варшаву, Вену. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Император Франц Иосиф устроил наследнику русского престола монаршескую встречу в резиденции Габсбургов. Но уже через сутки их встречал Триест — город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. Там с конца сентября в ожидании его прибытия, находилась русская эскадра, в составе: полуброненосных фрегатов «Память Азова», «Владимир Мономах» и канонерской лодки «Запорожец».
В Триесте цесаревич взошел на борт фрегата «Память Азова», на котором был поднят его штандарт, спущенный только во Владивостоке. Официально это был крейсер I класса, но в описании путешествия Э. Э. Ухтомского «Память Азова» назван фрегатом, что стало традицией. Совершая свое первое плавание, «Память Азова» в Триест пришел из Кронштадта, обогнув всю Европу. На борту фрегата находился брат Николая, великий князь Георгий Александрович, который проходил на нем службу в чине мичмана.
3Греция
Николай покинул Триест 26 октября 1890 года и морским путем проследовал в Грецию. Погостив в монаршей семье в Афинах (у крестной матери Цесаревича Ольги Константиновны и ее мужа короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше. С ними поехал сын греческих монархов принц Георг (правнук императора Николая I, кузен Николая и Георгия Александровичей).
4Египет
Затем маршрут пролег через Средиземное море к Порт-Саиду в Египте. В то время как корабли шли Суэцким каналом, цесаревич со своими сопровождающими лицами 10 — 27 ноября совершил поездку по Нилу до современного Асуана и обратно, осматривая памятники Древнего Египта.
5Бомбей
От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию. 11 декабря Николай прибыл в Бомбей, где его встретили салютом. Крейсер стал на якорь в гавани Бомбея, и Цесаревич сошел на берег, где его ждала 42-дневная программа развлечений. Наследник со своими спутниками в период с 11 по 31 декабря 1890 года совершили длительный сухопутный поход по Индии. Сопровождать Цесаревича в путешествии по Индии английские власти предложили писателю сэру Дональду Мэкензи Уолласу. Это был известный дипломат, хорошо знавший русский язык и некогда состоявший секретарем индийского вице-короля лорда Дефферина. Почетную миссию с ним делил полковник Бенгальской армии Джерард. Путешествие планировалось достаточно длительным — до пяти недель. С Николаем в путешествие отправились: принц Греческий, князь В. Барятинский, князь Э. Ухтомский, князь В. Кочубей, М. Ону, доктор В. Рамбах, художник В. Гриценко и три гвардейских офицера.
Маршрут пешего путешествия по Индии (с частичным сплавом по Гангу): Бомбей, Дели, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон). Путешествие Цесаревича по Индии сочетало знакомство с историей страны и с культурой населяющих ее народов.
Побывав на острове Элефанта, осмотрев Парельский дворец и совершив инкогнито экскурсию по Бомбею с посещением туземных кварталов, цесаревич 13 декабря на поезде выехал во внутреннюю Индию.
6Внутренняя Индия
Со станции Нандгаон путешественники на шарабанах направились во владения туземного повелителя Низама. Низам — почетный титул, нечто близкое вице-королю. Перед русскими была настоящая, колоритная, убогая языческая Индия. У городка Родзы повелением Низама для гостей был разбит походный лагерь. Местный двор, необычайно польщенный вниманием столь высокого гостя, не пожалел средств на гостеприимство.
Осмотрев мавзолей Моголов, где хранится одежда самого пророка Магомета, Николай совершил экскурсии в окрестности Родзы. В Давлетобаде, в средние века носившем наименование «крепости богов», он осмотрел памятники, поросшие джунглями. Это был мир древней Эллоры. Полуразрушенные кумирни, алтари, монастырские помещения, языческие святилища — величайшие археологические памятники планеты, торжество самобытной скульптуры и архитектуры ушедших эпох. Николая поразил знаменитый дворец бога Шивы «Кайласа», памятник монолитического искусства. Там все высечено из одной колоссальной массы камня, отделенного от горы. «Кайласу» или Ранг Махал, Николай осматривал тщательно, обходя многие галереи храма-утеса, как бы желая почувствовать внутренний мир каменного пантеона, языческий дух этих причудливых и грубых форм одухотворенной человеком скалы.
В Индии Николай посетил все крупные достопримечательности, в том числе Тадж-Махал и Хармандир-Сахиб (Золотой храм). Здесь он также приобрел многочисленные экзотические предметы искусств, которые были затем переданы в несколько российских музеев. После прощальной иллюминации в городе Мадур наступил час отъезда из Индии.
31 декабря на Цейлоне состоялась встреча Цесаревича с возвращавшимися из далеких краев на яхте «Тамара» Их Императорскими Высочествами Великими Князьями Александром и Сергеем Михайловичами, прибывшими на остров поохотиться на слонов.
Покинув Цейлон, экспедиция отправилась в Сингапур, затем на остров Ява и в Бангкок. В Сиаме будущий император провел неделю в гостях у короля Рамы V. 13 марта 1891 года он прибыл в Нанкин и началась китайская часть его путешествия. 15 апреля в сопровождении шести кораблей российского императорского флота Николай прибыл в Японию. Российский Тихоокеанский флот с цесаревичем сначала побывал в Кагосиме, затем в Нагасаки и в Кобе. 7 мая Николай покинул Японию и отправился во Владивосток. Здесь он завершил официальную часть своей миссии и начал путешествие через всю Россию обратно в Санкт-Петербург.