«Пламенеющая» готика — это не то, о чем вы в первую очередь подумали.
(начало одной лекции)
Начало здесь: https://diletant.media/blogs/71430/45249320/
«Дуомо» означает главный собор города, итальянское слово происходит от латинского domus — «дом», «дом божий». Обычно подразумевается, хотя бывают исключения, что в нем находится «кафедра, трон, кресло», например, архиепископа Милана, поэтому к собору прибавляют определение «кафедральный», если переводят его на русский язык. Итальянцам хватает одного лишь слова — Il Duomo, а на английском говорят The Cathedral. С их точки зрения нет смысла пояснять, что масло масляное. Язык Данте, конечно, достаточно богат, поэтому в нем есть и аналог английского — cattedrale, но используется он значительно реже, как более длинный и официальный. Некоторые соборы называют по именам (например, Сан-Пьетро), чаще к слову «Дуомо» прибавляют название города, если требуется внести ясность (например, Дуомо-ди-Сьена). Если уточнение не требуется, то речь идет о местном соборе, в отдельно взятом городе, где других просто нет. Мне, конечно, больше нравится подобное молитве длинное и красивое название в духе флорентийского Санта-Мария-дель-Фьоре, правильное произнесение которого можно засчитать за начальный уровень знания итальянского языка. А о чем вы в первую очередь подумаете при одном слове «Дуомо», находясь у себя дома?
Миланский собор — «дом» и символ единства всей христианской общины, а также гражданского общества и всего народонаселения города Милана и провинции Ломбардия, но он хорошо известен в любом уголке Италии, да и всего цивилизованного мира.
Загадка: за что мы любим ближайший (к Дуомо) Макдональдс?
Строительство Собора было объявлено в 1386 году архиепископом Милана Антонио да Салуццо с одобрения правителя города Джана Галеаццо Висконти, который вскоре стал герцогом. Первоначально было решено использовать традиционный ломбардский романский стиль и строить из обожженного кирпича, но уже в следующем году Висконти настоял на переходе к интернациональной готике, которая имела более стройный, устремленный вверх и величественный вид, была широко распространена по другую сторону Альп (во Франции и Германии). В качестве строительного материала для такого грандиозного сооружения больше подходил благородный мрамор, который доставлялся из карьера Кандолья (в нескольких километрах от озера Лаго-Маджоре). Теперь даже трудно себе представить, как это было возможно сделать водным путем. Да-да, в Милане были каналы — и сейчас от них кое-что осталось. Итак, мрамор из озера Лаго-Маджоре по реке Тичино и каналу Навильо Гранде приплывал прямо к Собору. Отмечу, что до Милана можно было добраться по воде аж с XII века, то есть задолго до гениального инженера Леонардо да Винчи.
Схему взял из Википедии https://it.wikipedia.org/wiki/Navigli_(Milano)
В 1387 году было основано Почтенное Управление по строительству Кафедрального Собора (Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano), которое следило за ходом выполнения строительных работ, привлекало архитекторов, занималось вопросами проектирования, поставками материалов, наймом опытных мастеров и так далее. Привлечение иностранных архитекторов и специалистов было необходимо, так как технология возведения готических соборов была в Италии плохо известна. Созданная много веков назад организация существует и в наши дни, она занимается вопросами реставрации, культуры и искусства. В ее ведении исторический архив, библиотека, музыкальная капелла и всевозможные экспонаты-сокровища Собора. Если что-то случится с Собором, то понятно, кому надо «рубить голову»: искать «козлов отпущения» не потребуется. Например, какие структуры отвечают за пожар в Парижском соборе? Все государство или Парижская епархия? Виноват Пушкин или Макрон?
Строительство Нотр-Дам началось значительно раньше в 1163 году при Людовике VII, первый камень в фундамент заложил папа Александр III, а главным инициатором проекта был парижский епископ Морис де Сюлли. Нотр-Дам был одним из первых соборов, построенных в готическом стиле (на тот момент новом), хотя его чуть опережает монастырская церковь аббатства Сен-Дени, которая тоже находится в Париже. Шартрский собор отстраивался немного позже — он бы мог остаться в своем первоначальном романском стиле, но пожар уничтожил почти все древнее сооружение. Огонь приносит не только смерть, но и возрождение, как говорил Нерон.
Если Нотр-Дам посвящен Парижской Богоматери, то Миланский собор — рождеству Девы Марии (Santa Maria Nascente). И это заметно чисто внешне. Первый выглядит старым и потемневшим от времени, а теперь и обгоревшим — не Собор, а развалина. Второй — недавно рожденным, молодым, светлым и радостным.
Нет ничего уникального в том, что Дуомо строился на месте раннехристианских построек. Его предшественниками были две базилики — Санта Мария Маджоре и Санта Текла (или Святая Фёкла). Их древние останки и сейчас можно найти под Собором. Интересен и удивителен тот факт, что при строительстве Дуомо постепенно поглощал здание Санта Мария Маджоре, в котором длительное время продолжали проводить службы, не разрушая его. Более того, фасад Санта Мария Маджоре прикрывал содержимое Собора до самого последнего момента, когда у того появилось свое собственное «лицо».
Возведение Дуомо началось с сакристии (помещение рядом с алтарем для хранения церковного облачения, священных сосудов и книг) и апсиды (задней полукруглой части здания), завершенной в 1395 году. Далее строились пресбитерий, хоры, два крыла трансепта (в основном построены в 1415 году) и нефы. Извините, куда без всех этих архитектурных терминов!
Первый шпиль (Карелли) появился в 1404 году — он назван в честь купца, сделавшего крупное пожертвование на строительство Собора. Статуя на его вершине — фигура Святого Георгия, как говорят, точный скульптурный портрет герцога Висконти (картинка из книги по Дуомо).
Главный алтарь Дуомо был освящен только в 1418 году Папой Римским Мартином V. С этого момента в Миланском соборе начались богослужения — он становится религиозным и просто центром жизни города. Напомню, что алтарная часть Нотр-Дам была освящена еще в 1182 году.
Во второй половине XV века власть в Милане переходит в руки династии Сфорца (сменившим Висконти), которые вносят свой посильный (sforzo — усилие, сила) вклад в сооружение Дуомо. Активно строятся нефы Собора, от Санта Мария Маджоре остается лишь прикрывающий их спереди фасад (который приходится демонтировать и переносить). Сотни статуй начинают «заселять» всевозможные ниши внутри и снаружи, создаются новые высокохудожественные витражи, а старые заменяются.
Среди многочисленных «картин из стекла» я выбрал для примера простую и понятную работу второй половины XVI века «Благовещение», к которой, скорее всего, приложили руку отец и сын Арчимбольдо, на что намекают плодоовощные гирлянды (картинка из книги по Дуомо).
Очень богаты витражами окна апсиды Собора, правда, многие из них выполнены в XIX веке. С одной стороны мы видим красочные калейдоскопические образы, с другой — мраморные готические кружева. У красоты Дуомо нет изнанки — просто она разная — откуда ни смотри.
Окно апсиды с «Cолнцем Правосудия» (символ Иисуса Христа и семьи Висконти) и Благовещением.
Обратная сторона «Солнца» — витражная роза.
Ссылка для дальнейшего изучения вопроса: https://it.wikipedia.org/wiki/Vetrate_del_Duomo_di_Milano
Возведение купола осуществляется при Лодовико Сфорца (Моро), имевшем знаменитых консультантов в лице Браманте и Леонардо да Винчи, хотя обошлись и без их непосредственного участия. В 1500 году Джованни Антонио Амадео и Джан Джакомо Дольчебуоно завершают его строительство, помещая внутри восьмигранного тибурия (надстройки или башенки). Шпиль на «рубке» «святоносца» (авианосца для святых) появился значительно позже.
Тибурий со шпилем Дуомо отдаленно напоминает шпиль Нотр-Дам, впервые возведенный в 1257 году, разрушенный революцией, восстановленный в XIX веке и недавно опять сгоревший.
Тибурий, правда, скорее ренессансная конструкция, чем готическая. Он объемней, светлее, красивей. Его задача не только устремляться ввысь, протыкая лазурное небо шпилем, но и дать возможность солнцу заглянуть внутрь Собора и осветить купол и пространство под ним.
У Нотр-Дам было много архитекторов, но можно выделить двоих, работавших в XIII веке и внесших основной вклад в строительство — Жана де Шель и Пьера де Монтрей.
Строительство Собора Парижской Богоматери было в основном завершено в 1345 году. Далее можно говорить о модификациях, пока не возникла угроза экстерминации. В XVIII веке большой урон ему был нанесен Французской революцией — шедевр архитектуры чуть не снесли «под горячую руку». Наполеон короновался в Нотр-Даме, чему есть живописное свидетельство Жака-Луи Давида («Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»). Чуть раньше Собор Парижской Богоматери был возвращен церкви и заново освящен (в 1802 году). Далее, интерес и участие в судьбе собора, который все еще находился в плачевном состоянии, возросли с публикацией романа Виктора Гюго. В 1841 году началась масштабная реставрация под руководством архитектора Виолле-де-Дюка, при котором, например, был заново воздвигнут пресловутый шпиль, вернулись на свое место обезглавленные ранее Робеспьером статуи, появились так любимые нами химеры, были снесены примыкающие здания, образовалась обширная площадь перед фасадом и так далее. Остается смотреть и радоваться, перечитывая классику французской и мировой литературы, и даже зарисовывать, если есть к тому способности.
А вот потом, как мне кажется, интерес к Нотр-Дам стал постепенно угасать, у Парижа появились новые символы и устремления, да и сам центр города «уплыл» в другое место. Или это кораблик «Сите» навечно уплыл к какому-нибудь мифическому туманному Авалону? Успешный одноименный мюзикл «Нотр-Дам де Пари» в конце прошлого и начале этого века опять привлек внимание публики к Собору и даже увеличил продажи романа Виктора Гюго, хотя, наверное, не смог переломить ситуацию — поздно пить божоле, как говорил один любитель лосьона «Можжевельник» 15-го апреля.
Собор постарел, превратился в древнего готического монстра, который стал утрачивать свой мистический магнетизм. Скорее всего, процесс угасания продолжится, несмотря на случившееся недавно возгорание: галльский бронзовый петух не сможет уподобиться птице феникс. Как вы думаете, какой среднестатистический срок жизни у собора? Нотр-Дам уступил свое центральное место в парижской жизни, он достиг очень преклонного возраста, мы все были свидетелями зарева его заката и символического падения «жареного» петуха (вместе со шпилем).
— Пока жареный петух не свалится на голову, француз и не почешется, — добавил любитель можжевельника после первого флакона.
Подозреваю, что «француз» — это синекдоха, выполняющая роль собирательного образа любого европейца (француза, итальянца и других), а также франкоазиата и афрофранцуза, и даже русского франкофила или франкофона.
Далее, возможно, в чей-то адрес прозвучало обвинение:
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кроваво-алый,
На что он руку поднимал!..
Мой разум перестал пытаться понять смысл сказанного, я переключился чисто на эмоциональное восприятие:
…Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар…
Последнее, что я запомнил, были крупные свинцовые мужские слезы, выкатывающиеся как ядра из глаз декламатора, и фраза по мотивам Лермонтова:
— И слышно было до рассвета, как горевал француз…
Потом я вышел на своей остановке, а электричка продолжила путь по направлению к «Бородино».
Не будем долго плакать, а обратим свой взор в настоящее и будущее — в сторону Альп и их окрестностей.
Про Нотр-Дам почитайте более подробно на Дилетанте у Татьяны Пелипейко (я лишь заострил внимание на некоторых аспектах).
https://diletant.media/blogs/67288/45247147/
Довольно много информации и в русском разделе Википедии (чего не скажешь о Миланском соборе) и на сайте Собора Парижской Богоматери.
https://www.notredamedeparis.fr/en/
Продолжение следует…
*****А о чём вы в первую очередь подумаете при слове Дуомо, находясь у вас дома*****
Поскольку мой дом находится очень далеко от ближайшего Дуомо, то я подумаю в первую очередь именно о Миланском или Флорентийском Дуомо. На третьем месте Дуомо Пизы. Собор Сиены больше ассоциируется со словом "cattedrale", а Рима - со словом "basilica".
***** Загадка: за что мы любим ближайший (к Дуомо) Макдональдс?*****
Вероятно за то, что оттуда открывается красивый вид на Дуомо, которым можно любоваться даже в дождливую погоду? Ну, не за вкусные же гамбургеры? :)
*****Например, какие структуры отвечают за пожар в Парижском Соборе?*****
Похоже, что, кроме Богоматери, не отвечает никто. :)
Не премину посетовать на неудобство данной структуры для цитирования и комментирования. И вообще, что-то тут всё заглохло. Модератор, где он, жив ли, здоров ли?
=== какие структуры отвечают за пожар в Парижском соборе? Все государство или Парижская епархия? ===
Здание принадлежит государству. Как и все церковные строения, возведенные во Франции до принятия в 1905 году закона о разделении церквей и государства (если что-то строилось позже на негосударственные средства - пожалуйста, но тогда сами и содержите).
Соответственно, содержание и ремонт зданий - за государственный счет.
Церковь только имеет право пользоваться строениями для проведения богослужений. Ответственности - никакой (ну, кроме гипотетического случая, если бы собор загорелся от свечки во время собственно службы).
Так что ответственных, надо полагать, будут искать со стороны организаторов реставрационных работ. Грозы-то с молниями в тот момент в Париже вроде не было...
У вас на первом фото заметно...
Vittorio Emanuele (?) на своей лошадке скакал-скакал во всю дурь - тыг-дын, тыг-дын, тыг-дын - и вдруг - бац! - словно, увидев Собор вблизи, его лошадка ошалела от увиденного. Наездник ошалел вслед за лошадкой ("Стоять, Зорька! Держись!"). Интересный памятник. И запоминающийся.
Да, с Витторио все так и есть - не обман зрения. Можно к месту процитировать Петра Вайля:
"Храм ошеломляет, и посредине пьяццы Дуомо - пошатнувшийся от неожиданности и восторга конь под Виктором Эммануилом II. Таких королевских лошадей не припомнить. Правда, и таких соборов - тоже."
Если без пафоса, то памятник "пьяный" - и конь, и наездник.
Хороший кадр.
Идеальная вертикаль западного (он же западный?) фасада и "заваливающиеся" по вертикали конь и всадник.