Увечные
Несмотря на то что пиратство существовало с незапамятных времён и существует по сию пору, самыми знаменитыми морскими разбойниками, описанными в документальной и художественной литературе, были европейцы XVII-XVIII веков. Так что классический облик и обычаи пиратов должны соотноситься с европейскими мореходными традициями и обстоятельствами мореплавания тех времён.
Начнём с одной ноги, руки или глаза. Чтобы серьёзные раны конечностей не закончились гангреной и смертью, был лишь один способ лечения — ампутация. Хорошо, если её мог провести хирург, а не корабельный плотник, и хорошо, если использовался какой-нибудь наркоз. Выбор был из спиртного или сильного удара по голове. На одной ноге плавать можно и продолжить, а вот без руки ты уже не матрос.
Один глаз, если он выбит в бою, можно было закрывать повязкой, но совсем не обязательно. И обычно моряки и пираты этого увечья не скрывали. Стереотип о чёрной повязке на глазу как непременном атрибуте старого пирата мы получили много позже золотого века пиратства. И в книге Стивенсона его ещё нет, а вот в иллюстрациях самого конца XIX века повязка начинает появляться. Окончательно этот образ закрепляет Голливуд в «пиратских» фильмах в XX веке. Ещё позже появилась версия, что повязка на один глаз надевалась в тех случаях, когда надо быстро перемещаться между ярко освещённой палубой и, к примеру, трюмом, — сняв повязку, быстрее привыкнешь к темноте. Но никаких документальных подтверждений, что пираты действительно так делали, нет.
В истории существует как минимум один знаменитый моряк, который продолжал служить даже сильно изувеченным. Это испанский адмирал Блас де Лесо, один из величайших полководцев испанского флота, лишённый ноги, руки и глаза. Ну, а вообще, медицина, гигиена и питание в море были таковы, что любой моряк, особенно невысокого звания, мог иметь серьёзные шрамы, увечья и выпавшие зубы — их на флоте лишались из-за цинги, а из-за нехватки свежей воды, продуктов и витаминов моряков без разбору косили инфекционные заболевания.
И бутылка рома
Конечно, ром — не чисто пиратский напиток, в тех широтах и в то время — просто наиболее доступное крепкое спиртное. Крепкий алкоголь выполнял далеко не только «рекреационные» задачи: он был и антисептиком, и обезболивающим, да и просто питьём, так как запасы пресной воды на судне легко портились.
В минуты отдыха все моряки, и пираты, разумеется, развлекались выпивкой и пением; кроме того, на борт специально брали музыкантов. В качестве домашних любимцев заводили попугаев. Попугай не требовал серьёзного ухода, питался скромно, не хулиганил и не воровал, как обезьяна, и мог научиться говорить. И кошки на кораблях присутствовали — для ловли грызунов.
Главный признак пиратского костюма — это грязь. В походе мыться было негде и нечем, стирать одежду можно было, лишь привязав к ней верёвку и бросив за борт, а сменный комплект был далеко не у всех. Камзолы и треуголки — это всего лишь мода того времени. Яркие «банданы» (пиратам особенно нравился индийский ситец) — косынка на голове нужна для защиты от солнца, если нет другого головного убора.
Закон и порядок
Что же на самом деле отличало пиратов от всех остальных моряков, в том числе занимавшихся законным разбоем? В первую очередь — свобода и относительная, но демократия. В королевский флот люди попадали либо из-за нужды и безработицы, либо в результате похищения вербовщиками. Условия жизни матроса были не лучше, чем у раба, а работа была ещё и очень тяжёлой физически. И даже если капитану-каперу удавалось захватывать богатые «призы», матросам платили крайне мало. Поэтому при захвате судна пиратами порой команда с радостью переходила на их сторону: у пиратов добычу делили на всю команду, важные решения принимались коллективно и каждый имел право голоса.
Существует несколько «пиратских кодексов», приписываемых разным разбойничьим капитанам, и все они трактуют правила дележа добычи, способы поддержания дисциплины, правила обращения с огнём и оружием, запреты на ссоры и азартные игры, выплату компенсаций за увечье.
Среди пиратских наказаний существовала высадка на необитаемый остров, но так могли поступить любые капитаны (Александр Селкирк, прообраз Робинзона Крузо, был высажен с обычного корабля). Что касается казни «хождением по доске», то этот способ упомянут одним из арестованных на допросе, но массовым он точно не был, да и зачем? Во времена развитой работорговли убивать просто так невыгодно, полезных специалистов можно взять себе, за очень важных попросить выкуп, а остальных — продать в рабство. Среди пиратов встречались и садисты, конечно, но поиздеваться можно и затейливей. Кстати, наказание вроде «килевания», протаскивания виновного под килем, из российского Морского устава было исключено только при Павле I.
Похоже, что главным отличием пиратов золотого века от всех иных каперов, военных и торговых моряков была возможность заработать и выбрать или переизбрать капитана, если он несправедлив или неудачлив.
Да, ещё один пиратский обычай, о котором все знают, — чёрная метка. Похоже, что здесь Роберт Льюис Стивенсон всё придумал, хотя кое-где порой, говорят, разбойники и выносили приговор предателю в виде карты — туза пик. Но из Библии точно не вырезали!