Песни эпохи Крестовых походов
В Средневековье грамотность была ограничена, и поэтому литература отражала интересы и заботы отдельных слоёв населения. Популярность произведений в основном определялась в кругах знати — при дворах элиты и в замках дворян. Литература Средних веков — это всё то, что образованный и грамотный автор писал для своей публики.
После четырёх крестовых экспедиций во Франции и Германии появилось много произведений на протонациональных языках, в которых нашлось место и теме натиска христиан на Восток. Безусловно, эта экспансия в какой-то степени подтолкнула Европу к периоду «возрождения» в литературе.

При дворах Франции и Англии в 12-м веке стали популярны произведения из «Артуровского цикла», появились знаменитые произведения европейского эпоса. Первая история о крестоносцах легла в основу Сhanson d`Аntioche («Песни об Антиохии»), которая рассказывала об одном из главных событий Первого крестового похода — осаде Антиохии в 1098 году. До нас она дошла в двух вариантах — на французском и провансальском языках. Провансальцы также написали Саnso de la Crotzada («Песнь о крестовом походе») об экспедиции против еретиков-альбигойцев на юге Франции. Конечно, в какой-то степени к этой группе произведений можно отнести и «Песнь о Роланде».
«Крестовая песня» как жанр не сформировалась — исторические сюжеты о движении крестоносцев на Восток появлялись в различных поэтических произведениях. К примеру, провансальские трубадуры Маркабрюн и Серкамон писали сирвенты (песни на политические и социальные темы, которые иногда были направлены против врагов) и пастурели (лирические пьесы на любовные темы). Были также и плачи по павшим героям, такие как «плач Гаусельма Файдита по Ричарду I Английскому» 1199 года.

Во второй половине 12-го века популярность трубадуров и труверов значительно выросла. Поэтому события Третьего и Четвёртого крестовых походов были намного ярче отражены в поэзии. Миннезингеры также отразили крестовое движение в своём творчестве. Большинство песен появилось во Франции и Германии. Трубадур Раймбаут де Вакейрас написал песню в честь Бонифация Монферратского — одного из руководителей Четвёртого крестового похода. Автор напоминает, как вместе они штурмовали стены Константинополя.
В песнях воспевались такие качества, как верность сюзерену, следование вассальному долгу и готовность оказать военную помощь господину, а также справедливость. В одной из песен 1189 года встречались такие слова: «…Проклят должен быть тот, кто покинет своего сеньора в беде». А в более ранней песне присутствовали такие фразы: «Рыцари, счастливы вы, что Господь Бог воззвал к вам о помощи против турок и альморавидов, которые совершили против Него такие бесчестные дела. Они беззаконно захватили Его феоды, и мы должны это оплакивать, ибо впервые именно там совершались Господу службы и признавали Его господином».

У поэтов той эпохи всегда был ясный посыл: куртуазность знатного воина именно в крестовом походе обретает настоящий смысл. Поход является нравственной пробой на истинную куртуазность. Встречались и более смелые трактовки: крестовый поход есть акт любви ко Христу.
Песни в приятной форме представляли нужную информацию и пропаганду. Такие произведения давали слушателям надежду на обретение своего места в мире: крестовый поход давал возможность проявить добродетели. Но при этом в песнях были отражены беспокойства и тревоги поэтов в непростое время, а также их бунтарские настроения, направленные против несправедливости и злоупотребления делом божьим.
Военная поэзия мусульманского мира эпохи крестовых походов
Главным лицом мусульманской поэзии этого времени можно считать арабского писателя и полководца Усаму ибн Мункыза, автора знаменитой «Книги назидания». Он прилежно изучал Коран и был сторонником активного распространения мусульманской веры по миру. В своих произведениях он описывал сражения с «франжами» (крестоносцами).Последователями этого направления в творчества стали советники самого Саладина — Имад ад-Дин аль-Исфахани и аль-Кадн аль-Фадил. Первый был выдающимся историком и поэтом, а второй — новатором арабской прозы.

Усама знал около 20 тыс. стихотворений доисламской поэзии. Его талант и тягу к искусству ценил сам Саладин, который являлся курдом. В правление династии Айюбидов «люди выучивали эти стихи наизусть, а не держали их на полке». Арабский поэт 10-го века писал, что «меч правдивее написанного в книгах: его остриё — граница между правдой и ложью». Собственно, Усама отобрал те произведения, которые превозносят традиционные ценности арабов, особенно мужественность и храбрость, а также щедрость. По сути, доисламская поэзия формировала произведения арабских поэтов 12−13 вв., которые во многом опирались на те же образы, метафоры и эмоциональные посылы. Всё это отражало поражения и победы в боях с крестоносцами. Стихи 7-го века, которые восхваляли битвы и победы оказались кстати. Потомки Саладина разделяли его пристрастия в литературе, а многие и сами писали стихи.