Период с 16-го по 18-е столетие называют золотым веком Венеции. Одновременно это был растянувшийся золотой век венецианских куртизанок — «кортиджан». В 18-м веке в городе насчитывалась 21 тысяча путан. По самым скромным подсчётам, это составляло примерно 10 процентов населения. Красавицы были разного достоинства и разных достоинств. Одни рады были любому встречному, другие водили знакомства лишь с королями и принцами, художниками и философами.
Знаменитые куртизанки Венеции славились далеко за пределами лагуны, их эффектная внешность, запечатлённая известными живописцами, привлекала всеобщее внимание. Венецианские кортиджаны отличались светлыми волосами, рыжеватый оттенок которых до сих пор называют именем Тициана… Частью профессии был также изысканный и экстравагантный костюм, необычность которого обозначала род занятий дамы, а роскошь — её стоимость.
Полагают, что именно распутницы научили венецианок, а вслед за ними и европейских дам роскоши. Их платья были из драгоценной парчи или узорчатого бархата ярких цветов — красного, пурпурного и золотого. Мастера с острова Бурано снабжали их драгоценными кружевами. Они ввели моду на жемчуг, который привозили наводнявшие город моряки и торговцы. У подруги Тинторетто Вероники Франко было ожерелье из 51 прекраснейшей жемчужины, его конфисковали в приступе борьбы с роскошью… С 15-го века стекольщики острова Мурано начали изготавливать искусственный жемчуг из стекла, покрытого перламутровой пастой, так называемый венецианский. А ещё они первыми оценили красоту и элегантность мехов. Остальная Европа носила их главным образом ради тепла, кортиджаны — ради красоты.
Путанам категорически запрещалось носить маски, которыми обычные горожане закрывали лица в общей сложности полгода. Зато в 16-м столетии городские власти предписали кортиджанам поджидать клиентов, сидя у открытых окон с обнажённой грудью. Для простоты и удобства местные красавицы завели преогромные декольте. Лиф их платьев на металлическом каркасе-корсете придавал фигурам величественность, а бюсту — вызывающую пышность. Этот обычай приписывают развращённости венецианцев, предпочитавших гомосексуальные связи: отцы города якобы пытались вернуть их таким образом к традиционным ценностям. Видимо, не удалось, поскольку век спустя Венецианский совет специальным указом разрешил кортиджанам с почти обнажённой грудью приходить даже в венецианские церкви.
Порочными наклонностями горожан и гостей «жемчужины Адриатики» объяснялся и обычай распутниц прогуливаться в мужских костюмах или, по крайней мере, в штанах-кальце, украшенных соответствующими любовными девизами. Эти дамские штаны так и называли — венецианами. Они прижились даже на материке, где знатные дамы использовали их для верховой езды.