Максим Новичков
Редактор diletant.media (с января 2017 года)
Книги — разные по содержанию. Расположены в порядке хронологии тематики (от библейской древности до XX века).
1. Айзек Азимов. «Путеводитель по Библии»
Все мы помним Азимова по трем законам роботехники. Читатели поматерее могут рассказать об «Основании». Но как библеист Азимов почти не известен. Его «Путеводитель» — идеальное руководство для тех, кто хочет расшифровать попавшуюся где-то отсылку к Ветхому или Новому Завету, но боится наткнуться на эзотерическую кашу. Оригинальный текст Библии Азимов сопровождает современным изложением сюжета и научными комментариями.
2. Жак Ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада»
Средневековая Европа — это не только рыцарские турниры и костры инквизиции. Я выбрал две книги французских медиевистов, после которых представление об эпохе уже не будет сводиться к общеизвестным штампам.
Как было устроено общество? К чему стремился человек Средневековья, как проводил время, какие предметы его окружали? На вопросы такого порядка ищет ответы Ле Гофф. Например, он рассказывает о кредите, объясняет огромное количество бродячих мессий, описывает безразличие людей к ходу времени. Редкие достижения науки и техники (мельницы, усовершенствованный плуг) упоминаются здесь на фоне всеобщего страха голода и бесчисленных эпидемий.
3. Мишель Пастуро. «Символическая история европейского Средневековья»
Расширяет и дополняет картину «Цивилизации средневекового Запада». Пастуро наводит на резкость на конкретных примерах. Много страниц посвящено животным (судебные процессы над ними, охота, «плохие» и «хорошие» звери), а также растениям (средневековый мир дерева, лилия французских королей). Отдельные разделы знакомят с геральдикой и палитрой Средневековья (почему Иуда — рыжий?). Есть ужасно интересная история появления и распространения в Европе шахмат (знали ли вы, что поначалу в них играли с игральными костями?).
4. Николай Карамзин. «История государства Российского»
Монструозное по объему произведение, прочитать которое от корки до корки смогут только самые целеустремленные. Поэтому обращаю внимание только на VIII и IX том. Это книги об Иване (Иоанне) Грозном.
У Карамзина описание жизни и царствования Грозного читается как отдельное драматическое произведение. Берется маленький наследник, семейные обстоятельства помещают его под опеку бояр, ребенок растет при византийском по нравам дворе, где постоянно кто-то против кого-то интригует, и, видимо, получает психическую травму. Наконец, наступает самостоятельное правление, славные совершения, всенародная любовь. Кончина первой супруги делает из Иоанна совершенно другого человека. Постепенно он поддается паранойе и из великого государя преображается в того, кем вошел в историю — деспотом, жарящим людей на сковородах и закошмарившим Россию опричниной.
5. Алексей Иванов. «Тобол»
Общая историческая ассоциация с Сибирью — место ссылки. И, кажется, что там-то ничего никогда не происходило. Менялись поколения, что-то осваивалось, но все происходило по инерции — как и в любой провинции (с поправкой, что это очень большая провинция).
Роман Иванова погружает читателя в мир, о котором, если оставить за скобками краеведов или отчаянных энтузиастов, мало кто чего знает. В этой Сибири петровской эпохи перемешались пленные шведы, беглые староверы, купцы-бухарцы, китайцы, миссионеры, проходимцы и авантюристы.
6. Юрий Трифонов. «Нетерпение»
Роман о народовольцах. Главный герой — Андрей Желябов. Вместе с соратниками он организовал несколько покушений на Александра II. В результате одного из них был взорван Зимний дворец, в результате другого погиб царь. Все это подробно и захватывающе описано. Зачем придумывать сюжеты, если российская история порождает их, как горшочек из сказки братьев Гримм?
Трифонов писал роман для серии «Пламенные революционеры». В застойные 1970-е — о бурных 1870-х. Это картина маслом о радикализировавшейся молодежи, которой казалось, что старый уклад в России менялся слишком медленно. О тех, кого снедало нетерпение.
7. Михаил Зыгарь. «Империя должна умереть: История русских революций в лицах. 1900−1917»
Книга эта, вышедшая к столетию революции, вызвала большой ажиотаж. Сейчас, когда прошло два года, и сиюминутная волна признания позади, самое время напомнить о ней тем, кто по каким-то причинам книгу пропустил.
«Империя должна умереть» отлично подойдет для тех, кто путается в бесконечных именах, связанных с российскими революциями начала XX века, но хочет восполнить пробел. Книга на самых ярких и увлекательных примерах того времени рассказывает, кто чего хотел, как к чему шел, и почему Россия в конце концов не смогла избежать катастрофы. Герои самых разных убеждений сталкиваются здесь лбами, соперничают, по-своему хотят как лучше для своей страны, но в результате все равно не могут остановить этот поезд в огне.
Для событий и явлений столетней давности Зыгарь проводит конкретные аналогии с современными российскими реалиями, что дает много полезной пищи для размышлений (если вам понравится, то и «Всю кремлевскую рать» прочтите обязательно).
8. Исаак Бабель. «Конармия»
Для меня этот сборник рассказов — сначала ода русскому языку, а только потом записки о походе Красной Армии в Польшу на исходе Гражданской войны. Хороших книг, свидетельствующих об ужасе и бессмысленности войны — великое множество. Но может ли кто-то назвать хоть одну, написанную таким же языком-заклинанием, где «зевает мордатый Василий, пренебрегающий человечеством», умирают «за кислый огурец и мировую революцию», а расправами «смывают позор с лица трудовой земли и республики»?
9. Олег Хлевнюк. «Сталин. Жизнь одного вождя»
Примета нашего времени — тонны макулатуры о Сталине в книжных магазинах. «Самые подлые мифы о Сталине», «Как Сталин победил коррупцию», «1937. Не верьте лжи», «Великий генералиссимус» — список апологетических шедевров можно продолжать долго.
15 млн просмотров ликбеза Дудя о Колыме — либо аллергия людей, уставших от этой литературной вакханалии, либо реакция тех, кто имеет очень смутное представление о Сталине и его эпохе. И если России образца 2019 года нужен новый XX съезд, который объяснит стране, что защищать тирана — плохо, то нам всем пригодятся такие книги, как книга Олега Хлевнюка.
Это хорошая прививка против сталинизма. Не тем, что она пестрит шокирующими подробностями (тут лучше почитать любые воспоминания о ГУЛАГе), а тем, что трезво, спокойно и последовательно объясняет логику происходящего со Сталиным, при Сталине и по воле Сталина.
10. Алексей Юрчак. «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение»
Книга о позднем (брежневском) социализме. Дается портрет homo soveticus. Описывается сосуществование советского и несоветского в жизни каждого человека — как люди говорили обязательные идеологически правильные вещи на партийных собраниях, а в неформальной обстановке жили «нормальной» жизнью вне государства. Состояние это названо «вненаходимостью».