В 20-й век Португалия вошла одной из отсталых монархий Европы. В 1910 году в стране произошла революция. Затем началась Первая мировая война, по завершении которой Португалия получила лишь небольшой треугольник в Африке. К этому времени государственный долг вырос в 3 раза, внешний — в 4. Государство фактически было банкротом. И объявило себя таковым. Нужно было что-то делать, как-то выходить из сложившейся ситуации. Кто мог помочь? На тот момент единственной силой была армия. Поэтому в мае 1926 года в результате переворота к власти пришли военные. Спустя несколько недель — новый военный переворот. Более умеренная часть армии во главе с генералом Кармоной, ставшим впоследствии президентом, взяла власть в свои руки. В 1928 году, чтобы как-то вытащить страну из экономического хаоса, из страшной нищеты и разрухи, на пост министра финансов Кармона пригласил Антониу ди Оливейра Салазара.
Антониу Салазар, креативный экономист
По нынешней терминологии Салазара смело можно назвать креативным экономистом. Он, несомненно, стал тем человеком, который на долгие десятилетия определил жизнь Португалии.
Родившись в глубоко консервативной и набожной семье, Салазар был пропитан религиозным духом. Окончив с отличием юридический факультет университета Коимбра, став преподавателем экономических наук, он мечтал о создании «нового государства», которое было бы построено по принципу церкви. Государство, считал Салазар, — это большой дом, где все его члены, как муравьи, должны работать на его благо. Поэтому, фактически став главой страны, он начал реализовывать свою идею.
Стоит отметить, что Салазар действительно очень быстро оздоровил экономику Португалии, решил финансовую проблему. Более того, через некоторое время из банкрота государство превратилось в кредитора, поскольку начали расширяться деловые связи и с Англией, и с Германией.
Вот и ответ на вопрос: почему Португалии было невыгодно воевать против Германии и выступать против Англии? С обеими странами она торговала. Ситуация «и вашим и нашим» была ей очень удобна. Поэтому, когда началась Вторая мировая война, Португалия объявила нейтралитет.
Главным предметом экспорта государства был вольфрам. Не ленились португальцы снабжать противоборствующие стороны и продовольствием и приторговывать чёрными невольниками. Таким образом, за годы войны страна смогла заметно поправить своё материальное положение. Во-первых, её золотой запас вырос почти в 7 раз. Во-вторых, если перед войной Португалия была должницей Англии, то после ситуация кардинально изменилась.
Любопытно, но когда Гитлер напал на Советский Союз, Салазар одобрил это. Он сказал, что не станет посылать на помощь Германии свои войска, поскольку Германия и так справится с Советским Союзом.
А что же Гитлер? Неужели он в начале, в ходе войны не пытался оказать давление на Салазара? Как-то перетянуть его в свой лагерь? Дело в том, что фюрер вообще опасался, что Португалия выступит на стороне союзников (он хорошо знал про тесные связи страны с Великобританией), поэтому предпочёл худой нейтралитет, чем ещё одного врага.
Азорские острова: место для военных баз
В 1943 году, когда в войне наметился перелом, Португалия, как и другие нейтральные государства, всё чаще стала прислушиваться к странам антигитлеровской коалиции. Начались переговоры о создании на Азорских островах военной базы. В октябре 1943 года Салазар дал «добро» Англии и США осуществить задуманное. К слову, азорская база и сейчас является одной из крупнейших баз НАТО.
Если говорить о вкладе Португалии во Вторую мировую войну, то он, безусловно, есть. Мало кто знает, но во время конфликта, когда нацистами и их пособниками было уничтожено несколько миллионов евреев, для последних (и это очень важно!) страна стала неким островком безопасности.
После окончания войны в знак благодарности за то, что Всевышний помог стране избежать участия в главной мясорубке человечества, португальцы у Лиссабона воздвигли монумент Христа Спасителя. Правда, в день смерти Гитлера Салазар объявил в Португалии траур.