По мнению многих исследователей, решающую роль в пропаганде превосходства одной расы над другой сыграл Йозеф Геббельс. Справедливости ради надо сказать, что всё началось не с него. Первый черепной индекс, процентное соотношение длины и ширины черепа, был предложен шведом Андерсом Адольфом Ретжиусом в 1842 году.
Какую цель преследовал анатом? Это был своего рода протест некоторых северных философий, которые боролись с идеями французского Просвещения. Из этой ветви, например, взяли своё начало немецкие романтики, тот же Иоганн Готлиб Фихте, философия которого заключалась в особом немецком духе, особой немецкой ментальности, которая принадлежит чисто северным, как потом было сказано, арийским народам. Это философия, основанная на эпосах, древних сказаниях, которые дают разделение белой расы ещё на две — высшую и низшую. Вообще, суть идей немецких романтиков заключается в том, что немцы — удивительно интеллектуальные и высокодуховные люди, но у них всегда было очень мало земли, они всегда как бы держались за землю одним пальцем, а дух их стремился объять всю Вселенную. Потом эта идея, как в кривом зеркале, отразилась в теориях Гобино, Чемберлена, Гауха, даже композитора Рихарда Вагнера.
Ещё в 1926 году на достаточно высоком уровне была внутрипартийная дискуссия (её даже не спустили в среднее звено) о двух путях работы по «еврейскому вопросу»: «римскому» и «варварскому». Первая теория была основана на принципе «разделяй и властвуй»: в соответствии с ней, евреев нужно было разделить.
Вторая теория, названная «варварской», предполагала тотальное уничтожение всех евреев. И именно она победила. Как победила — отдельный вопрос. Ведь всё, скорее всего, началось с нацистской программы, с её «25 пунктов». В 4 и 5 пунктах как раз говорится, что нужно убрать евреев из общественной и культурной жизни. А дальше этот вопрос прошёл ещё несколько этапов: Нюрнбергские законы, Хрустальную ночь и так далее. В итоге всё дошло до конкретного решения: изъять евреев из всякой жизни.
Что касается прикладной стороны вопроса, то 30 января 1939 года состоялось публичное выступление Адольфа Гитлера с призывом к физическому истреблению евреев. Это и стало отправной точкой прикладывания программ к реальности.
Хрустальная ночь — вполне себе прикладное мероприятие, когда отдельной группе людей дали возможность абсолютно безнаказанно грабить, присваивать имущество, убивать. Короче говоря, использовать расовую составляющую нацизма по полной программе.
Задумано это было ещё с одной целью: повязать, как говорится, жителей крупных городов (Берлина, Мюнхена) кровью. Но эта затея не очень-то удалась: внутреннее сопротивление простых берлинцев и мюнхенцев оказалось сильнее, чем на то рассчитывали нацисты после всей геббельсовской пропаганды.
В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, юридически оформившие расизм в качестве государственной доктрины и основы законодательства Третьего рейха. Это были безобразные, совершенно издевательские мероприятия. В 1938 году, например, все евреи должны были зарегистрироваться и носить значок. К мужским именам следовало прибавлять «Израиль», к женским — «Сара».
Ещё одним проектом, запланированным Третьим рейхом, было переселение евреев на Мадагаскар. Однако Франция не уступила этот остров Германии, поэтому реализовать задумку Главного управления СС по вопросам расы и поселения так и не удалась.
И всё же, за что немцы стали уничтожать евреев? Объяснений, как и версий на эту тему, множество. Американский военный журналист Ральф Ингерсолл в своих воспоминаниях пишет: «Идею рабства надо было сделать приемлемой для людей. От утверждения этой идеи путём порабощения евреев перешли к широкому её применению на практике, и все немцы утвердились в том, что им дозволено держать в рабстве другие человеческие существа. Евреи перестали быть действующим фактором в жизни Германии. Они превратились в страшный пример. Их держали в концлагерях, чтобы показать, что случится с вами, если вы, независимо от вашего происхождения, вашей религии и национальности, выйдете из повиновения».
Есть и другое, совсем простенькое, даже немного смешное объяснение (тоже, кстати, в американской прессе): «Немцы, как безземельный народ, стремились уничтожить другой безземельный народ». Здесь присутствует вполне очевидная вещь — поиск врага. Нацисты нашли локального врага, с которым можно было совершенно конкретно разбираться, улучшая своё мелкое люмпенское материальное благосостояние.
Немцы были разные: одни строили определённую политику, другим, огромной инертной массе, в течение многих лет вдалбливали в голову всевозможные высказывания. По поводу языка, например, утверждалось, что только нордическая раса способна издавать звуки изумительной чистоты. Это говорил Генрих Гаух, небезызвестный философ.
Подобные высказывания множились, плодились в немецкой прессе в невероятной массе, подавались в грязных, мерзких анекдотах. И всё же, несмотря на ежедневное зомбирование, многим расовым планам нацистов не суждено было сбыться. Почему? Внутренняя культура и энергия сопротивления в немцах всё же взяли верх.