Не Рябов
В историю кормщик вошел под фамилией Рябов — во многом из-за того, что именно под ней он выведен в романе «Россия молодая» и одноименном фильме, — однако на самом деле его звали Иваном Ермолаевичем Седуновым. Рябов (или Ряб) — это прозвище, связанное, по всей видимости, с родом деятельности помора. В суровом северном краю такому «беспахотному бобыльку»,
Навстречу шведам
В один летний день 1701 года Седунов, по обыкновению, отправился в море вместе с артелью Николо-Корельского монастыря — своих приспособлений для рыбной ловли у него не было, поэтому приходилось работать по найму. Как так получилось, что рыбаки вышли из порта, жившего в ожидании вражеского нападения, — не до конца понятно. Есть даже версия, что Седунов и компания специально были посланы навстречу шведам — в качестве разведчиков или даже своего рода подсадных уток.
Рыбалка на этот раз пошла не по плану (или же, напротив, по плану, если принять во внимание гипотезу о намеренности всего произошедшего). Шведы, вошедшие в Белое море и намеревавшиеся нанести удар по порту, захватили в плен Седунова и его напарника Дмитрия Борисова Попова.
Вот как Седунов описывал произошедшее во время допроса: «И, идучи морем, до острова Сосковца дошел. И у того острова за противными морскими погодами в становищи он, Ивашко, с работными людьми на той лодье стоял трое суток. И в третьи еде сутки июня в 15 день в середи дня увидели он, Ивашко, с товаращи-покрученики: далече в море корованом идут семь кораблей больших и малых. И нашед на них, Ивашка с покрученики на лодью их с моря с коровану небольшой корабль с шнякою к лодьи их пришел. И вышед с корабля, в двух шняках на лодьи к ним приехади с ружьем, и, взяв палки, учали их бить и говорили, чтоб они на лодьи здняв парус и шли с кораблем их, в котором к ним пришли вместе в корован».
На мели
Шведы под угрозой расправы заставили пленников показать им подходящее место для высадки десанта, однако поморы намеренно завели их на мель — прямиком под пушки Новодвинской крепости неподалеку от Архангельска. Шведская эскадра была уничтожена, погиб от руки неприятеля Борисов, Седунову же удалось покинуть тонущий корабль и вплавь добраться до берега. Сначала роль Седунова в этой истории была не вполне ясна (впрочем, она остается такой и до сих пор): его даже обвинили в измене и арестовали. Однако осенью 1701 года кормщика освободили, щедро одарили и послали в Москву. Затем след Седунова потерялся — дальнейшая его судьба неизвестна.