Что произошло?
Крупный, но скоротечный военный конфликт между Францией и Пруссией, которая к тому моменту уже объединила под своей властью все германские земли. Усиление восточного соседа, который на глазах превращался в новую геополитическую силу, никак не входило в планы Парижа. И уж совсем никак не вязалось с порой совершенно абсурдными планами Императора Наполеона III, человека очень амбициозного, но весьма недалекого. Суть его политики сводилась к укреплению личного влияния на внутренней арене, за счет успехов на арене внешней. Это, правда, была не столько блажь, сколько необходимость. Наполеон III был, по сути, узурпатором. Франция стала Империей исключительно по его личной воле. Если коротко, то в 1848-м Бонапарт стал президентом французской республики. В декабре 1851-го он произвел в стране военный переворот, в результате которого получил практически неограниченную власть. Его широчайшие полномочия подтвердила наскоро принятая уже в январе 1852-го конституция. Прошло еще одиннадцать месяцев, и Наполеон объявил о полной ликвидации республики с превращением ее в империю.
Нетрудно догадаться, кто стал Императором. Проблема заключалась в том, что даже обладая огромной властью, он оставался в довольно шатком положении. Революционные настроения были по-прежнему очень сильны. Кроме того, Император не пользовался популярностью у людей науки и искусства, о чем ему постоянно напоминали такие люди как, например, Виктор Гюго. Автор «Отверженных» и «Собора Парижской Богоматери» резко критиковал как переворот, так и превращение республики в Империю. Из соображений безопасности писатель, разумеется, делал все это из-за границы. Вот только слова Гюго, порой, имели куда больший вес, чем слова Наполеона.
В общем, Наполеон III предпочел доверить внутреннюю политику своим министрам, а сам занимался делами международными. На этом поприще Император рассорился со всеми главными монархами Европы, а также сильно подорвал авторитет Франции. Судите сами. Крымская война и попытка вмешательства Франции в Польское восстание (1863−1864) уничтожили отношения Парижа с Петербургом. Война с Австрией и неоказание той помощи в конфликте с Пруссией, привели к тому, что Вена стала считать Францию своим врагом. Апогеем была бессмысленная по своей суть интервенция в Мексику. Наполеон пытался повторить египетский поход своего легендарного дяди. Получился полный кошмар. Созданная по воле Бонапарта Вторая мексиканская империя просуществовала четыре года, после чего французским солдатам пришлось бежать из Америки.
В Европе на Наполеона смотрели как на буйно помешанного. И даже Лондон стал задумываться над тем, что влияние Франции на континенте надо бы ослабить. Причиной конфликта с Пруссией стала, как ни странно, Испания. Наполеон был недоволен тем, что Берлин поддерживает притязания на испанскую корону Леопольда Гогенцоллерна — родственника прусского короля Вильгельма. В конце концов, Франция добилась отзыва претензий Леопольда, но Наполеон потребовал от Пруссии еще и публичных гарантий, что было воспринято, как попытка унизить соседей. Бонапарт не вполне понимал, что германский канцлер Отто фон Бисмарк намеренно втягивает его в конфликт. Итогом стало объявление войны, в которой Франция была разгромлена. Наполеон попал в плен, его Империя прекратила свое существование. Но меньше Империй на карте от этого не стало. Ведь на ней появилась Германская Империя. Ее, кстати, провозгласили в сердце Франции — Версале.
Могло ли быть иначе?
Нет. Наполеона вроде бы предупреждали о том, что до войны с Пруссией дела лучше не доводить. Но Император слушал военных, а те были уверены, что Франция получит весьма выгодную Бонапарту маленькую победоносную войну с зарвавшимся соседом. Первыми сторонниками силового разрешения конфликта были маршалы Патрис де Мак-Магон и Франсуа Базен.
Между тем, Франция, в том числе и стараниями двух этих военачальников, к 1870 году заметно уступала Пруссии как на военном, так и на дипломатическом фронте. Бисмарк без особого труда добился международной изоляции западного соседа. В грядущей войне Франция не могла рассчитывать на помощь союзников. Россия, Австрия и Англия с удовольствием остались в стороне. В подмоге Бисмарк не нуждался.
Достаточно было просто не мешать ему. Впрочем, Наполеон тоже рассчитывал справиться своими силами. Но Император не учел нескольких важных нюансов. Во-первых, у него уже не было той мощной армии, что выигрывала войну с Австрией. Военное министерство взялось за реформу, которая была проведена таким образом, что дала негативный эффект. Скандальная отмена военных премий привела к увольнению из войск бывалых ветеранов, так что основу французской армии составили необстрелянные новобранцы. Их выучка оставляла желать лучшего. Солдаты не вполне освоили новые вооружения, например, весьма эффективную винтовку Шасспо и митральезу — легкую пушку, стрелявшую картечью и наносившую огромный урон пехоте противника.
Подвело и отсутствие четких планов. Франция просто не успела провести мобилизацию и вывести войска к границе. Когда прусская армия начала стремительное наступление, оказалось, что встречать врага некому. Таким образом армия Вильгельма не только выиграла время, но и сразу перевела войну на территорию врага. У Пруссии же не только имелся детальный план войны с Францией, но были и козыри в вооружении. Например, стальные пушки, производимые на предприятиях семьи Крупп.
Что было бы?
То, что в такой войне Франция не имела шансов на победу, было очевидно всем, кроме Наполеона. Примечательно, что в плен, в итоге, загремел не только Император, но также и Мак-Магон с Базеном. Но мы, лучше, поговорим о том, что было бы, если бы Франция победила. Во-первых, авторитет ее заметно возрос бы, но это привело бы, скорее, к негативным последствиям. Наполеон III не то, чтобы был не рукопожатен, просто его сильно опасались.
Никто не мог поручиться, что этот амбициозный человек не начнет действовать так, как действовал его дядя. А новой войны на всю Европу не хотелось в тот момент никому. Победа в франко-прусской войне означало радикальное усиление Франции. Ее стали бы воспринимать как серьезную угрозу. И тут вполне был бы возможен новый англо-русско-австрийский союз с целью ослабления Империи Бонапарта. Все это попахивает началом настоящей мировой войны. Во-вторых, Пруссия была бы отброшена назад.
Скорее всего, Франция отрезала бы от нее несколько крупных земель, либо присоединив к себе, либо дав тем формальную независимость. Об образовании Германской Империи не могло бы быть и речи. И это, в свою очередь, существенно снижало бы риски глобального конфликта в будущем. Германская Империя имела серьезные противоречия с Британией. Именно эти две державы более всех нуждались в том конфликте, который стал Первой мировой войной. Но жаждала кровавых разборок и Франция, пропитанная реваншистскими настроениями страна, не забывшая унижений 1871 года. Выиграй Наполеон не было бы ни реваншизма, ни двухполярной Европы. Ну и в-третьих, Россия осталась бы без черноморского флота. Ведь право вновь держать там военные корабли она вернула себе по итогам Франко-Прусской войны. Это было непременным условием Петербурга, который обменял свой нейтралитет на возврат флота.