Спустя 16 лет после окончания Семилетней войны Фридрих II заявил, что никогда не перестанет оплакивать Петра III — «друга и спасителя», которому Пруссия обязана победой. А за 2 года до вступления Петра на престол, 12 августа 1759-го, состоялось одно из самых кровопролитных для Пруссии сражений. Войска Фридриха II были разбиты, более 25 тыс. человек числились убитыми и ранеными. Битва при Кунерсдорфе открыла союзникам дорогу на Берлин, однако преследование так и не состоялось.
25 августа 1758-го войска России и Пруссии встретились под Цорндорфом. Здесь с раннего утра и до поздней ночи не прекращалась битва, в которой обе стороны понесли огромные потери: около 18 тыс. русских штыков и почти 13. тыс. — прусских. При этом сражение не принесло успеха ни одной из сторон.
Через год противники встретились у селения Кунерсдорф. Численность войск Фридриха II составляла 48 тыс. человек, русско-австрийских сил — более 60 тысяч. Прусский король приблизился к позиции противника с севера. Нужно отметить, что его солдаты на тот момент были истощены длительными переходами. Кампания 1758 года серьёзно ослабила боевой дух армии.
Русскими войсками командовал генерал-аншеф Пётр Салтыков. «Старичок седенький, маленький, простенький, в белом ландмилицком кафтане, без всяких дальних украшений и без всех пышностей, ходил он по улицам и не имел за собою более двух или трёх человек. Привыкнувшим к пышностям и великолепиям в командирах, чудно нам сие и удивительно казалось, и мы не понимали, как такому простенькому и по всему видимому ничего не значащему старичку можно было быть главным командиром столь великой армии, какова была наша, и предводительствовать ею против такого короля, который удивлял всю Европу своим мужеством, храбростию, проворством и знанием военного искусства», — так характеризовал военачальника писатель Андрей Болотов.
Союзные войска разместились на трёх возвышенностях. Пётр Салтыков с основными силами находился в центре. Вскоре после начала сражения Фридриху II удалось захватить русскую артиллерию. Военачальник уверовал в быструю победу и передал эти вести в Берлин. Но высоту Шпицберг прусскому королю взять не удалось. В атаку пошла конница, противник продолжал защищать свои позиции. В 6 часов вечера прусские солдаты начали отступать. «Будь у меня ещё хоть какие-нибудь ресурсы, я бы оттуда не сдвинулся», — писал Фридрих генералу Финку. Впоследствии Финк получил известность своей капитуляцией при Максене в ноябре 1759-го.
В Кунерсдорфском сражении Пруссия потеряла 45 тыс. солдат, в строю остались только 3 тыс. человек. Помимо вражеских орудий, Пётр Салтыков получил ещё один трофей — шляпу прусского короля. Увы, это был едва ли не единственный результат битвы для союзников. Из писем чиновникам следует, что Фридрих не сомневался в гибели своего отечества. Однако союзники предъявили друг другу взаимные обвинения в нарушении обязательств, и русско-австрийские войска отказались от наступления на Берлин.
Эти события Фридрих назвал «чудом Бранденбургского дома». Вторым «чудом» для прусского короля стала смерть Елизаветы Петровны и восхождение на престол Петра III. По инициативе Петра был подписан сепаратный Петербургский мир, и Пруссии были возвращены восточные территории.