Обыски и заложники
Каждый год в Лондоне проходит торжественная церемония открытия парламента. С этим мероприятием связано невероятное множество традиций, давно утративших практическое значение, однако важных с ритуальной точки зрения.
К примеру, перед началом мероприятия погреб Вестминстерского дворца в обязательном порядке осматривает личная охрана монарха. Это связано с тем, что в начале XVII века Гай Фокс и его сообщники планировали взорвать парламент как раз в те минуты, когда в его стенах был король Яков I. Хоть факир и не был пьян, но фокус все же не удался: монарх остался цел и невредим. Тем не менее с тех самых пор церемония открытия не может начаться, пока не будет установлено, что никаких мешков с порохом в подвале нет.
Согласно еще одной традиции в день открытия парламента вице-канцлер королевского двора должен остаться в качестве заложника в Букингемском дворце. Он обязан пребывать там до тех пор, пока монарх не вернется из парламента. Этот ритуал был придуман для того, чтобы никто из королей и королев не повторил печальную историю Карла I, преданного суду парламента и казненного в 1649 году.
Уважительная причина
Случается, что монархи не могут почтить своим присутствием церемонию открытия парламента, однако это происходит довольно редко. Елизавета II, например, пропустила это торжественное событие лишь два раза за долгие годы правления: в 1959 и в 1963 году. Причиной этого были беременности монархини. Королева Виктория «прогуливала» церемонию гораздо чаще. После кончины принца Альберта, ее мужа, Виктория присутствовала на открытии только семь раз.
Запрет на алкоголь
В зале заседаний Палаты общин британского парламента действует строгий запрет на употребление любых алкогольных напитков. Впрочем, даже из этого правила есть исключение. Привилегиями может пользоваться канцлер казначейства Великобритании: когда он выступает с проектом бюджета на грядущий год, ему разрешается пить все, что заблагорассудится.
Эта традиция, как и все парламентские ритуалы, возникла неслучайно. Рассказывая депутатам о проекте бюджета, канцлер казначейства имеет право воспользоваться всем, что находится в Despatch box. Так называются ящики для переноса официальных документов, которые находятся с обеих сторон от места спикера. Получается, если в ящике его ждет заботливо приготовленный алкогольный напиток, то канцлер может с чистой совестью «воспользоваться» и им.
Мешок с шерстью
До 2005 года лорд-канцлер в Палате лордов должен был сидеть на мешке, набитом шерстью. Сейчас это почетное место отведено лорду-спикеру. Данная традиция восходит к Средневековью: в тут пору Англия считалась одним из ведущих экспортеров шерсти. Именно поэтому мешок с шерстью выступал в качестве национального символа. Впрочем, небольшое изменение все-таки произошло: сейчас в церемониальный мешок кладут не только материал британского производства, но и шерсть, произведенную в странах Содружества.
Вне зоны доступа
Во всей необъятной Великобритании есть лишь одно место, куда не может ступить нога монарха. И место это — зал заседаний Палаты общин. Этой традицией британцы также обязаны Карлу I. Она возникла после попытки короля арестовать пятерых членов парламента прямо в зале заседаний. Однако они были предупреждены и успели бежать. Тогда Карл занял место спикера и сказал: «Я вижу, птички улетели». Вряд ли на подобное отважилась бы Елизавета II, но безопасность превыше всего.