Про таких, как он, говорят, что они звезд с неба не хватают. И это правда. Леонид Говоров не брал Берлин, не возглавлял Генштаб… Этакий вечный, почти толстовский артиллерист. В боевой характеристике на него в 1942 году, когда он был командующим 5-й армии, утверждалось: «В оперативно-тактическом отношении подготовлен хорошо. Основным недостатком тов. Говорова является некоторая разбросанность по всему фронту и отсутствие навыка в собирании кулака для ударного действия… Тов. Говоров твердой воли, требовательный, энергичный, храбрый и организованный командующий войсками».
По ходатайству Жукова Говоров был назначен командующим 5-й армии тогда, в 1941 году. Это тяжелые бои под Можайском, а потом удача Говорова в том, что ему удалось убедить командование в нецелесообразности борьбы за город. Но центральное, конечно, не это, а Ленинградский фронт, командующим которого Говоров стал летом 1942 года, и прорыв блокады, который был успешен далеко не сразу.
Как и некоторым другим маршалам, ему было чего бояться в своей биографии. Он, бывший белогвардеец, служил у Колчака, а на начало войны был беспартийным. Странно, но факт: «белое» прошлое ему никак не аукнулось советской властью. Ему было чего опасаться, потому в его преданности Сталин мог не сомневаться.
Хотя в отличие от, например, Буденного, Говоров в чересчур яркой демонстрации своих чувств вроде бы не замечен, во всяком случае таким же образом вершить правосудие, как Буденный, он не пробовал. Напротив, после войны без особого удовольствия и энтузиазма встретил «дело ленинградцев» и «дело врачей», с которым он якобы был связан (не в качестве обвиняемого, а в качестве жертвы).
Все, что было после войны, не так важно на фоне того, что было на фронте. Десять лет разных должностей в Ленинградском военном округе и в Минобороны. Под конец он уже стал главнокомандующим войсками ПВО. Умер в 1955 году маршалом, Героем Советского Союза, кавалером ордена «Победа».