В одно прекрасное утро 32-й американский президент Франклин Делано Рузвельт проснулся в Белом доме и не обнаружил поблизости своей жены. В недоумении он прошёлся по комнатам. Пусто. «Не видели ли вы первую леди?» — поинтересовался Рузвельт у секретаря. «Она в тюрьме», — доложил тот. «Что ж, меня это не удивляет», — понимающе кивнул президент и уточнил, за что именно она туда угодила. Забавная история. И если бы она не произошла, её стоило бы выдумать: слишком уж хорошо это иллюстрирует характеры четы Рузвельт.
Элеонора и Франклин
Анна Элеонора Рузвельт рано стала сиротой. Ей исполнилось восемь, когда умерла мать, через 2 года не стало отца. Девочку забрала семья бабушки по материнской линии. Росла она вдали от городской суеты, а затем отправилась в лондонскую школу для девочек. Это было классическое детство ребёнка из привилегированной и состоятельной семьи.
Элеонора и её шестиюродный брат Франклин поженились в 1905-м. С самого начала, и они оба отдавали себе в этом отчёт, их семья была построена на рациональности. Кому нужна романтика, если впереди великие цели, а рядом крепкое плечо?! Она разделяла политические взгляды своего мужа, поддерживала реформы, всегда принимала его сторону. Она была первым слушателем и рецензентом публичных текстов Рузвельта: «Я всегда говорила Франклину: если его речь пойму я, её поймет кто угодно». Она была для него не музой, не возлюбленной, а надёжным партнёром и другом. С таким соратником Франклину Делано Рузвельту было проще начинать свой путь в Белый дом. К тому же, что отцом Элеоноры был младший брат Теодора Рузвельта, 26-го президента США.
Леди Рузвельт была мудрой женщиной, которая умела сочетать силу и элегантность. Американцы восхищались тем, насколько она предана мужу, отдавали должное её самоотверженности, ценили за рассудительность. Однако не обходилось и без критики: слишком активной и самостоятельной казалась обывателям деятельность Элеоноры Рузвельт, слишком энергичной и независимой. Показательна реакция Рузвельта, который на все нелестные комментарии в адрес жены отвечал спокойно и исчерпывающе: она ходит «куда хочет, говорит с кем хочет и чему-нибудь учится при этом».
Прежние первые леди с разной степенью успеха оттеняли своих учёных мужей. Но Элеонора решила, что может и будет говорить сама. В 1939-м она обогнала своего мужа в популярности. А в 1999-м миссис Рузвельт войдёт в десятку самых почитаемых людей 20-го века по версии Института Гэллапа. Сейчас бы мы сказали, что у неё был прекрасный задел для самостоятельной политической биографии. Но время женщин в Белом доме ешё не наступило. Пока она была просто первой леди.
Жизнь на виду
Вместе они прошли через сенаторские выборы, неудачные выборы в Конгресс, губернаторство, через 4 не самых простых в жизни страны президентских срока. И через измены Рузвельта. Когда в 1918-м Элеонора узнала о неверности мужа, она забрала пятерых детей, уехала из дома и выдвинула ультиматум. Их продуманный и слаженный союз оказался под угрозой. Жёсткую позицию заняла и мать Франклина. Рузвельт, зная характеры обеих дам, не сомневался в твёрдости их намерений. К тому же он справедливо рассудил, что развод для его амбициозной карьеры был бы очень некстати, и стал вести себя более осмотрительно. Впрочем, отношений с секретаршей жены Люси Мерсер не прекратил. Она была не единственной, но связь Рузвельта с ней длилась около 25 лет. Элеоноре неприятная правда открылась только после смерти мужа. Это стало для неё тяжёлым ударом. Для себя она определила это так: я могу простить, но не забыть.
Но вернёмся во времена, когда до Белого дома ещё далеко. В 1921 году врачи диагностировали у Рузвельта полиомиелит, и он уже не расставался с инвалидным креслом. Болезнь изменила и их образ жизни, и отношения. Отныне Элеонора стала главным представителем мужа. Его опорой. Помогая ему, она продвигала и себя. Это был последовательный путь общественного деятеля: активное участие в предвыборной кампании мужа, написание статей, выступления с речами и докладами, встречи с избирателями по всей стране. Путь, во время которого Элеонора Рузвельт набирала опыт, силу и популярность, оттачивала ораторские навыки. Тогда же первая леди занялась правозащитной деятельностью. Она ездила по больницам, приютам, тюрьмам, проверяла, как содержат заключённых, продвигала идеи феминизма, отстаивала права темнокожих, ратовала за улучшение условий работы для женщин и регулирование детского труда. Она могла, закатав рукава, схватиться за швабру и начать уборку в школе для трудных подростков, куда приехала с официальным визитом. Во время Первой мировой Элеонора работала в Красном Кресте, помогая в солдатской столовой.
«Её пламя согрело мир»
Переезд в Белый дом и президентство мужа открыли перед ней новые возможности. Она не ограничилась номинальной ролью первой леди. Деятельная Элеонора посещала публичные мероприятия, отвечала на корреспонденцию, много писала для журналов. У неё был явный литературный талант. Когда в 1937-м Элеонора Рузвельт опубликовала свои дневники, они стали бестселлером.
Когда началась Вторая мировая, её назначили замминистра обороны, и она ездила по американским базам. После смерти Франклина в 1945-м Элеонора посвятила себя общественной жизни. Она стала сооснователем Freedom House, принимала участие в создании ООН, работала в комиссии по делам военнопленных. Позже Гарри Трумэн, отдавая должное заслугам Элеоноры Рузвельт, назовет её первой леди мира. И этим определением в первую очередь выразит благодарность за вклад в составление Всеобщей декларации прав человека.
Элеонора Рузвельт умерла в 1962-м. Она уже давно была больна лейкемией. В последние годы состояние ухудшилось, и приступы боли порой доводили до исступления. Но она не жаловалась. Оставалась сильной до конца. После её смерти на территории ООН установили памятник. Надпись на нём гласит: «Вместо того чтобы сетовать на темноту, она зажгла свечу, пламя которой согрело мир».