От январской стачки к первой революции
Рост рабочего движения и набиравшие популярность социалистические партии заставили власти задуматься о мерах противодействия, однако ситуация была патовой. С одной стороны, уступки стачечникам подрывали престиж самодержавия, что могло привести к его ослаблению. С другой, репрессии против рабочих были невыгодны фабрикантам и промышленникам, нуждавшимся в хороших специалистах, а увольнение или ссылка работников, уличенных в организации стачек, приводило лишь к всплеску новых забастовок. Решение было предложено начальником Московского охранного отделения Сергеем Зубатовым.
Идея Зубатова заключалась в создании подконтрольных обществ взаимопомощи рабочих. Данные общества занимали промежуточную позицию между властью и революционными силами, прикладывая усилия для улучшения положения рабочих, при этом гася недовольство политическим строем. Созданное в 1901 году в Москве «Общество взаимопомощи рабочих механического производства» имело невероятную популярность, в связи с чем влияние агитаторов социалистических партий резко упало. Доходило до того, что революционеров, пытавшихся вести пропаганду радикальных идей, выгоняли с заводов. Для рабочих проводились лекции, устраивались собрания в чайных, выпускались брошюры.
В 1902 году, уже в должности начальника Особого отдела Департамента полиции, Зубатов организовал общество, подобное московскому, в столице империи. Однако из-за конфликта с министром внутренних дел Плеве он был отправлен в отставку, потеряв контроль над созданными организациями. В 1903 в Санкт-Петербурге на основе зубатовского общества образуется «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», ведущую роль в котором играл священник Гапон.
Продолжая получать от правительства деньги и тратя их на открытие чайных и легальную агитацию, Гапон создал при Собрании тайный комитет, ставивший целью отстаивание интересов рабочих уже с помощью более радикальных мер. Организация постоянно росла, а ее руководитель стал наиболее видной фигурой в рабочем движении того периода.
В декабре 1904 года четверо рабочих Путиловского завода были уволены по требованию мастера. В связи с тем, что уволенные были членами Собрания, Гапон посчитал это ударом по организации. Вскоре было принято решение отправить три делегации для разрешения конфликта и восстановлении рабочих к директору завода, к фабричному инспектору и градоначальнику. Переговоры не принесли результатов, 3 января рабочие Путиловского объявили забастовку, выставив требования администрации завода. Попытки мирного обсуждения с властью требований бастующих провалились, что повлекло за собой цепную реакцию и к стачке присоединялись все новые и новые заводы. Гапоном и его соратниками было принято решение составить петицию с экономическими и политическими требованиями, которую планировалось передать императору, с этой целью на 9 января было назначено шествие рабочих вместе с семьями к Зимнему дворцу.
Зная о шествии, власти города выставили на заставах в рабочих кварталах войска. Император Николай II, зная о готовящейся демонстрации, еще 6 января уехал в Царское Село, тем самым устранившись от решения назревшей проблемы. Руководство войсками было возложено на генерала Васильчикова.
Утром 9 января колонны рабочих и их семей в праздничной одежде, с хоругвями и портретами царя в разных районах города были встречены солдатами, получившими боевые патроны. В ответ на попытки пройти сквозь оцепление был открыт огонь. Подобные меры были предприняты на Нарвской заставе, Невском проспекте, Васильевском острове, у Александровского сада, в Колпино и других районах и пригородах Санкт-Петербурга. Жертвами действия властей только по официальной версии стали более 130 убитых и 300 раненых, среди которых были женщины и дети. Был убит шедший рядом с Гапоном рабочий Васильев, его простреленная рубашка со следами крови ныне хранится в Музее политической истории. В тот же день последовали аресты среди участников шествия, Гапону удалось скрыться в квартире Максима Горького.
Разогнав выстрелами мирную демонстрацию, царизм поставил себя на край гибели. Как российская, так и международная общественность осуждала действия правительства. Стачечное движение лишь усилилось, революционные партии все чаще осуществляли акты террора против высших чиновников в месть за погибших рабочих. Политические лозунги выдвинулись на первое место. Началась революция.
Всероссийская октябрьская политическая стачка.
Понимая нависшую угрозу, царское правительство уже в феврале 1905 года вынуждено было пойти на уступки. Издается указ о разрешении подавать на имя государя предложения о совершенствовании государственного строя, дав начало развитию парламентаризму в России в виде Государственной думы. 17 апреля был издан указ об укреплении начал веротерпимости, разрешив свободу исповедания. Однако эти попытки остановить волну революции не увенчались успехом.
В мае 1905 году в Иваново-Вознесенске появляется Совет рабочих уполномоченных, ставший прообразом будущих Советов рабочих депутатов. С помощью этого органа осуществлялось руководство стачками, координировались действия рабочих, велась агитация. В Совете работали представители крупных левых партий (большевики, меньшевики, эсеры). Давление Совета вынудило фабрикантов пойти на уступки рабочим, в том числе увеличить зарплату, уменьшить трудовой день, получать льготы. В тех случаях, когда фабриканты отказывались от своих обещаний, стачки вспыхивали вновь для удовлетворения требований.
Начиная с сентября по стране прокатывается новая волна стачек. 7 октября к ней присоединяется Московско-Казанская железная дорога. «Начались спазмы сердца», — приводит Лев Троцкий цитату из газеты «Новое Время». Одна за другой железнодорожные ветки перекрывали движение, парализуя работу всей страны. Так началось событие, известное как Всероссийская октябрьская политическая стачка.
«Стачка начинает уверенно хозяйничать в стране. Нерешительность окончательно покидает ее. Вместе с ростом численности растет самоуверенность ее участников. <…> Она мчится по рельсам и властно замыкает за собой путь. Она предупреждает о своем шествии по проволоке железнодорожного телеграфа. «Бастуйте!» — приказывает она во все концы» — так Троцкий описывает всеобщую забастовку, к которой присоединяется все больше и больше рабочих.
Для управления стачкой возникает знаменитый Петербургский Совет рабочих депутатов. Благодаря его руководству стачечное движение наносило царизму тяжелые удары. Во главе Совета был беспартийный адвокат Хрусталев (Носарь), однако наибольший вес имели социал-демократы. В заседаниях участвовали представители практически всех заводов Санкт-Петербурга. На время стачки Совет фактически взял власть в столице. Железнодорожное движение, работа предприятий, отправка почты и телеграмм — все это осуществлялось лишь с санкции Совета. Царское правительство оказалось бессильным перед сплоченными действиями рабочих.
Император в очередной раз вынужден пойти на уступки. 17 октября 1905 года выходит знаменитый манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Впервые в российской истории гражданам предоставляются свобода слова, совести, собраний. Общество с воодушевлением восприняло признание царизмом своего поражения. Несмотря на попытки продолжить стачку, 19 октября Совет принимает резолюцию о прекращении стачки и возвращению 21 числа к работе, при этом, «смотря по ходу событий, по первому же призыву Совета возобновить ее для дальнейшей борьбы так же дружно, как и до сих пор, за наши требования.»
Октябрьская стачка окончилась серьезной победой рабочего класса. Страна находилась в ожидании появления парламента, активно печатались газеты, распространялась запрещенная до этого времени литература. Высшие сановники и владельцы предприятий находились в растерянности, манифест поставил их перед фактом выполнения требований стачечников, хотя еще недавно власть отвечала на это только силой.
Петербургский совет находился на пике популярности. 2 декабря им был опубликован «Финансовый манифест», призывающий нанести еще один удар по царизму, на этот раз в виде отказа от уплаты налогов и податей. В ответ на это на одном из заседаний Совет был арестован в полном составе.
Начиная с декабря, революция идет спад. Прошедшие выборы в первую Государственную думу, несмотря на бойкот социалистическими партиями, показали высокую заинтересованность населения к мирному разрешению конфликтов. Провал вооруженного восстания в Москве, аресты видных деятелей Советов, активно появлявшихся по всей стране, раскол общественности на тех, кто считал манифест 17 октября окончательной победой, и тех, кто считал его предсмертным воплем царизма, привели к ослаблению рабочего движения. В то же время императорская власть наносила и ответные удары по стачечникам.
Борьба со стачками
В 1925 году на экраны выходит фильм молодого режиссера Эйзенштейна «Стачка», согласно сюжету которого рабочие, недовольные условиями труда, организуют стачку, требуя повышения зарплаты и установления восьмичасового рабочего дня. Но благодаря провокации, устроенной владельцами завода, забастовщиков разгоняют с помощью казаков и полиции. С подобной картиной сталкивались многие участники стачек того времени.
Кроме вышеупомянутых Морозовской стачки и Обуховской обороны, силовые методы разгона забастовок силами солдат применялись повсеместно. В своей работе «О стачках» Ленин отмечает: «…солдат стараются натравить на рабочих, даже когда рабочие держат себя совсем спокойно и мирно. Солдатам приказывают даже стрелять в рабочих, и когда они убивают безоружных рабочих, стреляя в спину убегающим, то сам царь посылает свою благодарность войску (так благодарил царь солдат, которые убили в 1895 г. в Ярославле рабочих-стачечников)». Речь здесь идет о забастовке на Ярославской большой мануфактуре, в ходе разгона которой солдатами Фанагорийского полка погиб один рабочий, 14 ранено, а император представленном ему докладе написал: «Спасибо молодцам-фанагорийцам за стойкое и твердое поведение во время фабричных беспорядков».
Известен приказ помощника министра внутренних дел Трепова во время октябрьской стачки: «Холостых залпов не давать и патронов не жалеть». Схожих взглядов придерживался и полковник Риман.
9 января 1905 он участвовал в расстреле демонстрантов у набережной Мойки в Петербурге, а в декабре во главе шести рот Семеновского полка осуществил карательную экспедицию вдоль Московско-Казанской железной дороги. Без суда было убито более пятидесяти железнодорожников. Солдаты и офицеры забивали подозреваемых в участии в революционном движении до смерти, закалывали штыками, вспарывали животы. Гвардейцы запятнали себя кровью невинных жертв, за что Риман был приговорен партией эсеров к смерти и вынужден был скрываться за границей, чтобы избежать возможного покушения.
Кроме армии и полиции царская власть также опиралась на монархические организации, получившие совокупное название «черносотенцы». Созданные в противовес набиравшему силу рабочему движению, черносотенцы участвовали в разгонах стачек и демонстраций, призывали к расправам над студентами и либеральной интеллигенцией, нападали на деятелей революционного движения. Несмотря на то, что монархические партии отрицали факт их финансирования правительством, в 1906 году Алексей Лопухин, бывший глава Департамента полиции, заявил, что черносотенцы печатали в типографии петербургского жандармского управления листовки, призывающие к погромам, и лишь Петербургский Совет сумел не допустить проявлений насилия на улицах города. Однако даже несмотря на это министр внутренних дел Столыпин всячески отрицал связь правительства и шовинистических организаций, уже «прославившихся» кровавыми еврейскими погромами в Мелитополе, Житомире, Минске и других городах.
Кроме силовых методов борьбы со стачками применялись и экономические. Так, с увеличением числа стачек владельцы заводов и фабрик стали применять такой давления, как локаут, подразумевающий остановку работы предприятия с последующим увольнением всех сотрудников.
В сентябре 1905 года, в ответ на забастовку рабочих в Мотовилихе, директор Пермских пушечных заводов объявил о полном закрытии предприятия 23 сентября и выдаче расчета уволенным. Локаут продлился до 15 октября, полностью возобновить работу завод смог к 1 ноября. Мера оказалась действенной, рабочие отказывались от стачек, доходило до того, что забастовщики с других предприятий силой принуждали их присоединяться к стачкам.
Из-за массовых локаутов с декабря 1906 по апрель 1907 в Лодзи было уволено свыше 30 тысяч рабочих-текстильщиков, что составляло почти половину от общего числа рабочих города. Данные меры привели к росту напряженности, массовым беспорядкам в конце мая 1907 года, а затем и к Лодзинскому восстанию, проходившему с 21 по 25 июня 1907 года и подавленному правительственными войсками.
Для продолжения работы предприятий в условиях забастовок руководители заводов часто прибегали к услугам штрейкбрехеров — наемных рабочих или рабочих своего же завода, отказывающихся участвовать в забастовке. Подобные действия, несмотря на презрение к штрейкбрехерам, вносили разлад в ряды стачечников. Троцкий, описывая одесскую стачку, вспоминает: «В июне 1903 г. была объявлена стачка рабочими механического завода Рестель. Администрация завода наняла штрейкбрехеров, которые работали под охраной полиции. Стачка провалилась…». Но несмотря на единичные успехи подобных мер, массовую волну стачек это остановить не смогло.
Стачка как способ отстаивания своих прав оказалась очень эффективной, в определенные периоды вынуждая идти правительство на серьезные уступки. Государственная дума, Манифест о даровании прав и свобод — все это стало результатами сплоченных действий рабочих.
Начиная с единичных случаев в конце XIX века, стачечное движение росло год от года, в октябре 1905 бастовало уже около двух миллионов рабочих. То, что сейчас принимается как данное (восьмичасовой рабочий день, оплачиваемый отпуск, пособия по временной трудоспособности), когда-то отстаивалось с помощью стачек. В конечном итоге, именно с рабочих демонстраций в начале 1917 года началось событие, коренным образом изменившее историю России — Февральская революция.
"Император Николай II, зная о готовящейся демонстрации, еще 6 января уехал в Царское Село"
В первые месяцы 1848 года радикалы развернули так называемую «банкетную кампанию», в ходе которой устраивались якобы «частные» банкеты с сотнями и тысячами участников, на которых подписывались петиции с требованием расширения избирательных прав. Когда назначенный на 22 февраля банкет был запрещен, начались демонстрации; толпа, подошедшая к резиденции главы правительства (а им был лидер либералов Ф. Гизо), была остановлена солдатами; внезапно из толпы стали стрелять в солдат, те ответили залпом – было убито более 20 человек. Демонстранты погрузили тела убитых на телеги и двинулись по парижским бульварам, крича, что расстреливают народ.Вооруженные инсургенты двинулись к Тюильри, и король был вынужден бежать.
В 1847 году в условиях экономического кризиса, голода и надвигающегося банкротства король объявил о созыве в следующем году Соединенного ландтага, который должен был вотировать займы и новые налоги. Ландтаг еще не успел собраться, когда пришли известия о революции во Франции, и в Берлине начались многолюдные митинги, на которых радикалы призывали голодающих рабочих к составлению петиции с требованиями политических свобод. 13–15 марта 1848 года имели место несколько столкновений демонстрантов с полицией и войсками. 17 марта было принято решение предать королю петицию.Группа демонстрантов подняла черно-белое знамя оппозиции, начались беспорядки и охранявшие двор солдаты открыли огонь.
Народ отхлынул на соседние улицы и начал строить баррикады; бои продолжались два дня. В конце концов 19 марта король приказал вывести войска из Берлина и вышел к народу, обнажив голову перед принесенными на площадь телами убитых революционеров. (История России, факторный анализ. С Нефедов)
Неужели никто из ответственных руководителей не напомнил Николаю II о технологии проведения революций по западному образцу: недовольные представители элиты и интеллигенции при попустительстве правящих кругов организуют мирный протест (шествие, петицию), во время которого провоцируют войска на открытие огня.Протест разгорается, элиты получают политические уступки от власти в виде конституции и права на участие в политической деятельности, народ остается со своими проблемами.