Всем известно, что коньяк родился во Франции, и назван был так по имени французского города, где этот напиток появился. А французы, как известно, крайне ревностно относятся к своему (читай — высшей пробы) алкоголю, им всякую «бурду» на стол не поставишь. Надо быть поистине выдающимся производителем (и хорошим маркетологом), чтобы заставить родоначальников этого напитка оценить коньяк, сделанный в России. Именно это удалось русским купцам, братьям Шустовым. И не только это.
.
История дела Шустовых берёт своё начало в 1863 году. Именно тогда Николай Леонтьевич Шустов, отец троих сыновей, основал маленькую алкогольную компанию «Н. Шустовъ и сыновья». Шустовы к тому времени были одним из старейших купеческих родов (при Петре I Шустовы занимались солеварением, поставляя продовольствие в действующую армию). Начиналось предприятие с единственной кузни на Маросейке в Москве. А уже в 1880 году разросшийся завод Шустовых перебрался на Пресненку. Теперь у Шустовых были собственные склады и магазины.
Как добиться успеха на рынке? С помощью рекамы. Самой разнообразной. Здесь одной наглостью не возьмёшь, здесь находчивость нужна. А Николай Леонтьевич ею обладал в достатке. Бесшабашная студенческая братия (по наущению купца) осуществляла вторжение во все окрестные кабаки и требовала «известную всем» водку Шустова. Естественно, таковой в закромах питейных заведений не находилось, и раздосадованные посетители удалялись. Известно, главный страх любого ресторатора — потерять постоянных клиентов. И грех на этом не подняться. Все бросились искать таинственного производителя. Дела у компании пошли в гору.
Трюк старшего Шустова позже использовали его сыновья, которые унаследовали компанию после смерти отца в 1898 году. Главой паевого товарищества «Н.Л. Шустовъ с Сыновьями» стал старший сын Николай Николаевич Шустов. В 1899 году он выкупил коньячный завод у Нерсеса Таиряна в Эриванском ханстве (да, было время, когда русские что-то выкупали у армян в Армении). В это же году братья приобрели Одесский коньячный завод. Брат Василий отправился во Францию за секретами технологии изготовления напитка. В 1900 году коньяк отправили на Всемирную выставку в Париж, где «Коньяк Шустовых» завоевал гран-при. Это был единственный случай в истории, когда коньяком был признан напиток, сделанный не во Франции. А признание твоего напитка его родоначальниками — это уже повышение квалификации.
Теперь уже агенты компании разбрелись по всем ресторанам России, разнося слух о «народном достоянии». Но и этого Шустовым было мало. Рекламные плакаты висели на трамваях, ими были украшены даже некоторые улицы. О «Коньяке Шустова» писали заметки и стихи в газетах. Ходила молва, что даже актёры «волшебным» образом умудрялись вставлять упоминание о коньяке в своих репликах на театральной сцене.
Компания только набирала обороты. Шустовы хотели стать поставщиками Его Императорского Величества. Упрямцам это удалось. Ходит легенда, что в 1912 году Николай Шустов за баснословную взятку проник на Пасху в Императорский дворец. Когда появился император, Шустов решительно направился к нему с подносом (на котором стояла стопка коньяку и лимонная долька), нарушая все мыслимые правила этикета. Николай II удивился, но коньяк попробовал, закусил долькой и изрёк: «Замечательный коньяк, господа, рекомендую!». Многие легенду подвергают сомнениям — якобы Николай II коняк не жаловал. Но капризная молва рассудила иначе.
Неудивительно, что до Первой Мировой войны Шустовы контролировали 30% алкогольного производства и 44% экспорта империи. Факты говорили о том, что коньяк был действительно хорош. Компания выпускала также другую ликёроводочную продукцию, название которой до сих известно искушённым любителям. «Зубровка», «Спотыкач», «Рижский бальзам» — всё эти бренды принадлежат авторству Шустовых.
Однако после начала войны дел компании пошли на спад: производство алкоголя было запрещено. После Октябрьской революции предприятие Шустовых было национализировано. Старший брат к тому времени уже умер. Однако младшие (Павел и Василий) остались в России. Павел Шустов в 1927 году даже выпустил книгу «"Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды».
"Тогда обладающий удивительным предпринимательским чутьем Николай Леонтьевич Шустов понял, что необходимо переходить на производство наливок и настоек. Это был очень своевременный шаг: когда царское правительство ввело монополию на производство водки, Шустовы уже вовсю торговали наливками и настойками.
В это время и родились знаменитые напитки, славящиеся по сей день: «Зубровка», «Рижский бальзам», «Рябиновка», «Английская горькая», «Спотыкач» и многие, многие другие. До сих пор все это выпускается по "тем рецептам и технологиям, которые запатентовал более века назад Николай Леонтьевич Шустов."
http://www.vtb.ru/group/press/smi/energy_of_success/2015/june/coffee_break/story/shustov/
Корпоративный журнал "Энергия успеха" не прав. По поводу истории "Рижского бальзама".
Прошу прощения. Я имел в виду, что дом Шустовых запатентовал эти бренды.
=== дом Шустовых запатентовал эти бренды. ===
Откуда такие сведения о Рижском бальзаме?
Кстати, у нас кто-нибудь читает по-латышски? Полагаю, там информация точней будет:
https://lv.wikipedia.org/wiki/R%C4%ABgas_Melnais_balzams
Есть справки на русском. Вот с официального сайта производителя:
Рижский черный бальзам
Rīgas Melnais balzams – уникальный эликсир из трав, кореньев , листьев , созданный рижским аптекарем Абрахамом Кунце в середине XVIII столетия. Двадцать четыре натуральных компонента составляют Рижский чёрный бальзам и создают уникальный вкус и аромат, в котором нежность липового цвета переплетается с горечью берёзовых почек, в тоже время как сладость малины и черники дополняется томными тонами имбиря и мускатного ореха. С течением времени Рижский чёрный бальзам заслужил всемирное признание и получил более 50 международных наград.
А вот из Википедии:
"Так появился лечебный бальзам «Рижский Кунце» крепостью 16% об. В состав его входили: ароматическая вода — 75%, спиртовая настойка — 22,5% и настойка шафрана 2,5%.
Для получения ароматической воды композицию из цветов лаванды, листьев мяты перечной, розмарина и шалфея, плодов укропа, коры корицы заливали смесью 87%-го спирта (70 мл) и воды (300 мл) и настаивали 24 ч, а затем дистиллировали и отбирали 200 мл ароматической воды.
В 1847 году промышленник Алберт Волшмидт основал в Риге завод для производства бальзама. Рецептура напитка, в значительной степени усложнённая, была засекречена, крепость напитка повысилась до 45 градусов. С тех пор вплоть до Второй мировой войны секрет приготовления напитка хранили представители династии Шрадеров, которые работали на заводе мастерами. В 1939-м они уехали в Германию, не продав секрет даже тогдашнему хозяину предприятия.
Утерянный рецепт был восстановлен только в 1950 году.