Наследник славного семейства
Пётр I славился своими амбициозными проектами. Некоторые из них ему удалось воплотить в жизнь. Например, создание флота и превращение России в великую державу. А какие-то так и остались нереализованными. Например, завоевание Мадагаскара. Но была у государя и ещё одна задумка, появившаяся после успешной войны со Швецией. Он решил, что для России будет стратегически полезным освободить славянское население Балканского полуострова, которое находилось под турецким сапогом. И для реализации этого проекта российские дипломаты начали привлекать местную знать. Одним из таких завербованных стал серб Михаил Милорадович.
Петру I не удалось осуществить задуманное, но сербский «агент» остался служить Российской империи. Он стал полковником Войска Запорожского и основателем династии Милорадовичей.
Михаил Андреевич Милорадович являлся правнуком основателя династии. Он родился 12 октября 1771 года в Полтавской губернии. Его отец Андрей Степанович сразу же начал готовить сына к будущей службе. Первым делом он записал ребёнка в гвардию, чтобы у него шёл армейский «стаж». Сам же Андрей Степанович прославился во время Семилетней войны, а также в противостоянии с турками. В отставке он занимался государственными делами.
Когда Михаилу Андреевичу исполнилось семь лет, его отправили в Западную Европу для обучения. За границей Милорадович провёл десять лет, изучая французский и немецкий языки, архитектуру, музыку. Особое внимание уделялось военным наукам: фехтованию, артиллерийскому делу, фортификации. Михаил Андреевич был хорошим учеником, но главное место в его жизни занимала не наука, а светские развлечения. После возвращения в Россию это пристрастие не покинуло его.
Прапорщик Михаил Андреевич принял участие в Русско-шведской войне 1788−1790-х годов, но оставил о себе двоякое впечатление. Тогда не было понятно, действительно ли он сможет добиться успехов на военном поприще или же останется в тени прославленных предков из-за тяги к развлечениям. Тем не менее в 27 лет он стал генералом.
Злые языки утверждали, что это произошло только лишь из-за принадлежности к династии Милорадовичей. Но уже в 28 лет Михаил Андреевич показал себя. Он принял участие в Швейцарском походе Суворова. Александр Васильевич был знаком с Андреем Степановичем, поэтому присматривался к его сыну. Репутация Михаила оставалась неоднозначной, и фельдмаршалу предстояло разобраться, перед ним действительно талантливый военный или же светский франт, пускающий пыль в глаза. Суворов назначил Милорадовича дежурным генералом, дав возможность проявить себя.
Боевой путь Милорадовича
Михаил Андреевич шанс не упустил. Он смело ходил в атаку, не боялся брать на себя ответственность, заботился о солдатах. 14 апреля 1799 года в сражении при Лекко Милорадович проявил все свои лучшие качества. Затем он отличился в сражении при Сен-Готарде, произошедшем во время перехода через Альпы. После Швейцарского похода уже никто не попрекал генерала помощью со стороны влиятельной родни. Милорадович сумел доказать свою профессиональную пригодность.
Следующая возможность проявить себя появилась в 1805 году. Михаил Андреевич, возглавляя один из отрядов, сумел помочь австрийским войскам. За этого его произвели в чин генерал-лейтенанта. Император Александр I как-то произнёс: «Вот генерал, который достал себе чин штыком!».
Милорадович продолжил славный воинский путь. Он воевал с турками, освобождал Бухарест, а в июне 1807 года принял участие в битве при Обилешти. Когда же наступило мирное время, Михаил Андреевич занял пост Киевского военного губернатора. Однако вскоре началось новое противостояние с Наполеоном. Милорадович вновь оказался в гуще событий — ему удалось проявить себя во время Бородинского сражения. За это Милорадович удостоился алмазных знаков к Ордену Святого Александра Невского.
Михаил Андреевич прикрывал отход армии под руководством Михаила Кутузова из Москвы. Ему довелось встретиться лицом к лицу с французским маршалом Мюратом для проведения переговоров. Обсуждение закончилось успешно. Французы не стали ввязываться в уличные бои с русской армией. После этого Милорадович в очередной раз проявил себя на поле боя — в сражениях под Малоярославцем и Вязьмой. Затем был заграничный поход, «Битва народов». Закончил он войну с Наполеоном в качестве одного из самых прославленных военачальников.
В 1818 году Михаил Андреевич занял пост военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга. Он занимался не только военными делами, но и гражданскими. Например, обустройством, ремонтом различных социальных учреждений, в том числе больниц. При нём в Санкт-Петербурге началось сокращение количества кабаков, азартные игры оказались под запретом.
Мирная жизнь откровенно тяготила Милорадовича, но он оставался верен себе и храбро сражался, только теперь не с врагами Отечества, а с городскими проблемами. Но и о развлечениях Михаил Андреевич не забывал. Он поддерживал своё реноме дамского угодника и любителя балов.
Милорадович так и не женился, хотя возможностей для этого было много. Его последней пассией являлась Екатерина Телешева, ведущая балерина Большого театра. Милорадович был старше её на 33 года, но графа разница в возрасте не смущала.
После смерти Александра I в Российской империи начался период междуцарствия. Константин, который должен был унаследовать трон, от власти отказался. Он отрёкся от короны, но публично об этом не сообщалось, что только сильнее запутало ситуацию. Следующим в списке наследников шёл Николай. Однако военные были против его кандидатуры. Всё это привело к брожениям, которым попытались воспользоваться декабристы. Произошло восстание. 26 декабря 1825 года мятежники вышли на Сенатскую площадь.
Милорадович остался верен царской семье, поддержав Николая. Михаил Александрович, как и подобает боевому генералу, решил самостоятельно исправить ситуацию. Он отправился на Сенатскую площадь, чтобы поговорить с мятежниками. Милорадович рассчитывал, что его авторитет сможет переубедить солдат. И он был близок к успеху, но графу всё-таки не повезло. Декабрист Пётр Каховский выстрелил в героя Наполеоновских войн. Генерала унесли с площади. Вскоре он умер.
После этих событий император написал своему старшему брату Константину: «Бедный Милорадович скончался! Его последними словами были распоряжения об отсылке мне шпаги, которую он получил от вас, и об отпуске на волю его крестьян! Я буду оплакивать его всю свою жизнь».