Генрих VIII входит не только в число самых знаменитых британских монархов, но ещё и в список 100 величайших британцев. Одним из главных итогов его почти 40-летнего правления стала, конечно же, английская Реформация. Приход Генриха к власти для большинства жителей королевства ознаменовал надежду на грядущие перемены: молодой, статный, просвещённый и амбициозный король выступал живым символом эпохи английского Возрождения. Однако с течением лет произошла неизбежная трансформация личности Генриха, и из живого, атлетического сложения юноши со «взором горящим» он превратился в тирана, параноика и деспота.
Детство и юность Генриха VIII
Генрих родился 28 июня 1491 года в Лондоне. Он стал вторым сыном и третьим ребёнком для короля Генриха VII и его жены Елизаветы Йоркской. Всего же у пары родились 7 детей, из которых 4 пережили младенчество и раннее детство. Старший брат Генриха, принц Артур, наследник престола, готовился к роли будущего короля отдельно от брата и сестёр, он проживал в собственной резиденции и имел свой двор. И хотя Генрих получил прекрасное образование, его воспитание отличалось от того, которое полагалось принцу Уэльскому (наследнику правящего монарха). Так, например, историки делают вывод, что письму Генриха обучала непосредственно мать — их почерк и написание отдельных букв схожи. С детства он был окружён любящими и внимательными женщинами, включая маму Елизавету Йоркскую, бабушку Маргарет Бофорт и сестёр Маргариту и Марию.
Всё изменилось в 1502 году, когда, предположительно, от потницы умер 15-летний Артур. Наследником престола стал Генрих, и его отец сделал всё возможное, чтобы уберечь сына от любой потенциальной опасности. В частности, так любившему подвижные игры и спорт мальчику запретили участвовать в любых мало-мальски рискованных активностях. Встал вопрос и о помолвке Генриха с подходящей кандидаткой. Генрих VII рассматривал возможность женить сына на Екатерине Арагонской, вдове Артура, однако на протяжении долгого времени король пытался урегулировать вопрос получения второй части приданого, обещанного за испанской инфантой её родителями, Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским. Кроме того, необходимо было получить специальное разрешение на брак от Папы Римского, так как вдова брата считалась близкой родственницей. Сторона Екатерины утверждала, что союз не был консумирован, а потому обстоятельств, препятствующих браку, не имелось. В итоге понтифик выдал соответствующее разрешение. Тем не менее окончательно вопрос о женитьбе не был урегулирован до самой смерти Генриха VII в 1509 году.
Хотя правление Генриха VII ознаменовало собой период относительного спокойствия в государстве, его личность и персона всё же ассоциировалась с тяжелейшим для Англии периодом Войны Роз. Кроме того, после смерти Артура в 1502-м и кончины Елизаветы Йоркской в 1503-м Генрих VII впал в уныние, граничащее порой с отчаянием, о чём было хорошо известно его двору.
Первые шаги молодого короля
22 апреля 1509 года Генрих VIII был объявлен королём, это произошло на следующий день после кончины его отца. Уже 11 июня того же года состоялась свадьба Генриха и Екатерины Арагонской. Оба, и король, и королева, были популярны в народе. На молодого Генриха возлагали по-настоящему большие надежды: именно он, сын «белой принцессы» из рода Йорков, должен был принести королевству долгожданный мир, процветание и покой. И всё же Генрих понимал, что его положение не столь безопасно, как ему хотелось бы: при дворе Тюдоров находилось как минимум несколько кандидатов, которые в теории могли бы оспорить его право на трон. Впоследствии многие из них подвергнутся преследованиям, гонениям и даже будут казнены. В скором времени станет очевидно, что Генрих стремится окружить себя не столько людьми знатными, сколько полезными и талантливыми, и благородное происхождение уже не играет значительной роли.
Двор Генриха и Екатерины — гудящий, роскошный и яркий. В отличие от отца, прославившегося своим крохоборством и экономией, новый король не жалел средств: огромное количество придворных жило, его и пило за его счёт; министры и государственные мужи сколачивали себе состояния и с радостью пользовались щедростью монарха; его военные планы, в частности, строительство и расширение флота, требовали больших инвестиций. Генрих VII оставил сыну немало денег, но за почти 40 лет потрачено будет практически всё. Молодой король приглашал ко двору художников, музыкантов, поэтов, не скупился на увеселения и представления: его страсть к театральности была хорошо известна. Великолепные рыцарские турниры — ещё одна слабость Генриха, он и сам обожал принимать в них участие.
Генрих искал славы — военной прежде всего. Молодой король с готовностью пускался в авантюры, заключал союзы попеременно то с Францией против Испании, то наоборот. Турбулентными оставались и отношения с ближайшим соседом — Шотландией. Аппетиты Генриха к войне на протяжении первых двух десятилетий сдерживались кардиналом Томасом Уолси, одним из влиятельнейших людей того времени. Фактически именно Уолси решал многие вопросы как внешней, так и внутренней политики. Предпочитая дипломатию открытой вражде, Уолси склонял короля в сторону заключения мирных договоров в противовес объявлению войны. Генрих неоднократно использовал членов своей семьи в качестве политического инструмента: так, дочь Марию много раз сватали за наследников то французского, то испанского престолов; Марию Тюдор, младшую сестру, он выдал замуж за старого французского короля Людовика XII; связи жены Екатерины с Испанией пригодились в налаживании отношений с императором Карлом V.
Одним из важнейших вопросов для Генриха было укрепление династии и рождение наследника. Их союз с Екатериной продлился около 20 лет, но сына король так и не дождался. В 1519 году на свет появился Генри Фицрой — бастард от связи с фрейлиной Бесси Блаунт. На тот момент у Генриха была лишь одна дочь — принцесса Мария. Именно отсутствие законных сыновей подтолкнуло его к разводу с первой женой. В середине 1520-х Генрих влюбился в Анну Болейн, которая на тот момент состояла в свите Екатерины Арагонской. Анна была на 20 лет моложе предшественницы и покорила Генриха своей прелестью, живым умом и энергией. Для женщины той эпохи Анна была великолепно образована, начитана и умна, кроме того, разделяла многие пристрастия короля — от охоты до азартных игр.
Развод, разрыв с Римом и череда жён
В 1529 году начался суд по делу о разводе с Екатериной Арагонской. Генрих ожидал получить разрешение на аннулирование брака от Папы Римского, аргументируя своё желание разойтись с супругой тем, что их союз с самого начала не мог считаться легитимным по причине консумации отношений между Екатериной и его братом Артуром (сама королева яростно отрицала это предположение). Когда Рим отказался признавать брак недействительным, Генрих поручил Томасу Уолси найти решение. Для Уолси это стало началом конца: не сумев обеспечить королю развод, он лишился состояния и могущества, был обвинён в измене и в итоге умер по дороге в Лондон, куда направлялся для допроса, после которого его, скорее всего, приговорили бы к казни.
«Великое дело короля», как называли развод с Екатериной, завершилось уже стараниями Томаса Кромвеля, бывшего секретаря Уолси и будущего государственного секретаря, и Томаса Кранмера, впоследствии назначенного на должность архиепископа Кентерберийского. Именно Кранмер убедил Генриха в том, что король отвечает непосредственно перед богом, а не перед папой, и потому решать подобные вопросы монарх мог самостоятельно, без оглядки на Рим. Всё это и привело к назначению Генриха главой новой церкви, церкви Англии, и ознаменовало разрыв с Римом и католичеством.
В 1532-м Генрих тайно обвенчался с Анной Болейн, а 25 января 1533 года состоялась официальная церемония. Екатерина Арагонская была отправлена подальше от двора, её лишили права называться королевой, однако до самой смерти она так и не признавала факт аннулирования брака. 7 сентября 1533 года на свет появилась принцесса Елизавета. Первую дочь, Марию, вычеркнули из порядка престолонаследия и объявили незаконнорожденной. Отношения Анны и Генриха, до брака развивавшиеся в лучших традициях романтического рыцарского романа, стали стремительно ухудшаться после рождения Елизаветы. В последующие три года королева перенесла два выкидыша, чем невероятно разочаровала Генриха. Помимо прочего, он полагал активность супруги в политических и религиозных вопросах неприемлемой, а её семью — амбициозной и тщеславной, но главной «виной» Анны стала, конечно же, неспособность выносить наследника. В 1536 году её обвинили в измене, прелюбодеянии и инцесте и казнили. Меньше, чем через сутки после того, как палач отрубил Болейн голову, Генрих обручился с Джейн Сеймур.
Третья супруга короля забеременела примерно через полгода после свадьбы, и в октябре 1537 года родила сына, которого назвали Эдуардом. Вне себя от радости, Генрих затеял празднования и торжества по случаю появления на свет такого долгожданного мальчика! Счастье вскоре омрачилось огромной печалью: Джейн скончалась спустя всего 12 дней после родов. Король заперся в своих покоях, отказывался принимать посетителей и участвовать в государственных делах. Впрочем, довольно скоро советники убедили Генриха в необходимости найти новую жену: одного наследника было недостаточно, монарху полагалось иметь сыновей «про запас» на случай смерти старшего сына.
Поисками кандидатки занимался Томас Кромвель, и его выбор пал на Анну, дочь Иоганна III, герцога Клевского. Кромвель настаивал на этом союзе, главным образом, по причине того, что Анна была лютеранкой, а укрепление связей с протестантским миром только способствовало бы продолжению дела Реформации. К тому же прочие европейские принцессы, к которым хотел свататься Генрих, не очень-то горели желанием вступать в брак со вспыльчивым, подозрительным и непредсказуемым королем, чьи жены «плохо кончали». Генрих отправил своего придворного художника Ганса Гольбейна Младшего написать портрет Анны, и, удовлетворённый увиденным, согласился на этот союз.
Анна прибыла в Англию в конце декабря 1539-го, а уже в первый день 1540-го она увидела Генриха. Королю невеста не понравилась, по его словам, она ничуть не походила на свой портрет, однако отказываться было уже поздно. Свадьба состоялась 6 января 1540-го, но, судя по всему, союз так никогда и не был консумирован. Генрих сразу же поручил Кромвелю начать процедуру по аннулированию брака. Анна пробыла королевой-консортом около полугода, она приняла условия Генриха, согласилась на развод, чем невероятно осчастливила монарха, пожаловавшего ей имение, щедрое содержание и неофициальный титул «любимой сестры короля». Томас Кромвель, организовавший этот союз, впал в немилость и был заключён в тюрьму. Его обвинили в государственной измене и еретических взглядах и казнили.
Новой возлюбленной Генриха стала молоденькая Екатерина Говард. Он женился на ней практически сразу же после развода с Клевской. Екатерине на момент их свадьбы было, по разным подсчётам, от 15 до 20 лет. Близкие короля и придворные отмечали, что Говард как будто бы омолодила короля: он вновь почувствовал вкус к жизни, впервые после смерти Джейн Сеймур. Екатерина обожала танцы, балы, украшения, платья и увеселения. Король был щедр к девушке, дарил ей подарки и баловал сверх меры. Род Говардов был знатен, но семья Екатерины полагалась относительно небогатой. До появления при дворе она находилась на попечении Агнес Говард, вдовствующей герцогини Норфолк, толком ничему не обучалась, не умела писать и вела достаточно фривольный образ жизни для благородной девицы той поры. К роли королевы Екатерина была совсем не готова. Вскоре после свадьбы девушка заскучала: Генрих занимался государственными делами и всё чаще запирался в своих покоях из-за прогрессирующей болезни. При дворе поползли слухи о неверности пятой супруги короля, поговаривали о её добрачных связях с несколькими мужчинами. Генрих поручил провести расследование: выяснилось, что Говард не только имела любовника до встречи с королём, но и состояла в связи с одним из ближайших придворных монарха — Томасом Калпепером. 13 февраля 1542 года юную королеву казнили по обвинению в супружеской измене.
Последней женой Генриха стала Екатерина Парр, дважды вдова, но всё ещё достаточно молодая, активная, невероятно просвещённая и прогрессивная для своего времени женщина. Парр была самой любимой мачехой как минимум для двоих детей Генриха: Елизаветы и Эдуарда. С принцессой Марией она тоже поддерживала тёплые отношения. Для короля Парр стала не только верной, терпеливой и разумной супругой, но также партнёром и другом. В то же время она не раз рисковала оказаться на волоске от гибели из-за своих чрезвычайно радикальных, по мнению Генриха, религиозных убеждений. Екатерина придерживалась протестантских взглядов и неоднократно заявляла о необходимости продолжения и углубления церковных реформ в Англии. Генрих, по сути, лишь номинально отказавшийся от католичества, такой подход не приветствовал. Был выписан ордер на арест королевы, однако Екатерина примирилась с мужем, заверив его, что ни в коем случае не ставила под сомнение мудрость и политику монарха.
Наследие Генриха VIII
К концу жизни Генрих страдал от множества заболеваний: его тело было покрыто нарывами и язвами, его мучила подагра, он с трудом передвигался из-за чрезмерной полноты, а старая рана на ноге, полученная во время турнира в 1536 году, постоянно нарывала и буквально сводила его с ума. Придворные врачи оказались неспособны облегчить его состояние. Он умер 28 января 1547 года, оставив после себя наследником малолетнего Эдуарда VI.
Генрих правил Англией 37 лет. В истории он известен как многоженец, порвавший с Римской католической церковью из-за любви к женщине. Разумеется, у английской Реформации были и другие, куда более глубокие предпосылки и причины: протестантские настроения к тому моменту уже завладели умами английской элиты, к тому же разрыв с Римом позволил Генриху стать одновременно проводником закона как светского, так и религиозного. Последующее за Реформацией разорение католических монастырей и аббатств обогатило казну, однако значительных денежных средств в наследство сыну монарх не оставил: траты превышали расходы. И хотя осторожные реформы Генриха носили во многом номинальный характер, его великое начинание впоследствии было продолжено сыном Эдуардом и дочерью Елизаветой.
При Генрихе был расширен и укреплён английский флот: это также стало отправной точкой для будущих свершений Англии на морях, освоения новых территорий и участия державы в Великих географических открытиях. Король покровительствовал искусствам, привечал и талантливых художников, музыкантов, поэтов и архитекторов. В эпоху правления Генриха было построено и восстановлено значительное количество замков и поместий (немало было, впрочем, и уничтожено, преимущественно, религиозных строений).
О себе Генрих любил думать, прежде всего, как о гуманисте, истинном воплощении правителя эпохи Возрождения. Именно таким его видели и непосредственные потомки, в особенности Эдуард и Елизавета, с гордостью позиционировавшие себя наследниками и продолжателями дела великого отца. Необходимо помнить, что Генрих последних примерно 10 лет жизни мало напоминал самого себя в юности и молодости: необратимое превращение в тирана и деспота началось приблизительно в 1536 году, когда была казнена Анна Болейн. Оценка его личности с исторической точки зрения неоднократно менялась с течением времени, и современные исследователи смотрят на Генриха как на невероятно сложную, противоречивую, многогранную фигуру, оставившую после себя такой спорный, но, несомненно, местами грандиозный след.