Революция 1905 года: причины
Революция 1905 — 1907 годов была вызвана внутренними причинами, которые в России того времени называли вопросами. Это аграрный вопрос, то есть кризис в сельском хозяйстве и поиск способов его разрешения. Это рабочий вопрос: бедственное положение рабочих и попытка изыскать методы для его улучшения. Это национальный вопрос, связанный с разными культурными традициями многочисленного населения Российской империи.
Еще одной из причин революции, которую нередко выводят даже в качестве первой, главной, стала неудача внешней политики России. Некоторые исследователи до сих пор убеждены, что если бы Российская империя успешно расправлялась со своими врагами, то никакой революции бы не было. И все же среди требований, с которыми 9 (22) января люди пришли к государю, война не играла ключевой роли. Однако она, а точнее, поражение России в Русско-японской войне, Портсмутский мир, подписанный Сергеем Юльевичем Витте, подорвали престиж самодержавия, став одним из факторов, способствовавших началу революционного процесса.
Возвращаясь к причинам внутренним, отметим, что 15 (28) июля 1904 года эсерами был убит министр внутренних дел Плеве — очень важная фигура в конструкции консервативной монархии Николая II. Это человек, который вел борьбу против революционного движения, был противником уступок, перемен. Занявший его место Святополк-Мирский придерживался совершенно иных взглядов. Его деятельность на посту министра внутренних дел характеризовалась более свободным политическим режимом. В чем конкретно это выражалось? На первый план вышли не революционные движения, а либерально настроенная интеллигенция, которая, организуя банкеты, всевозможные конференции, выступала на них с идеей собрать либо Земский собор, либо какой-то другой представительный орган власти, который будет говорить с государем в обход бюрократии от имени общества (под обществом понималось общество интеллектуалов).
С аналогичными идеями выступал и священник Георгий Гапон, пользовавшийся большой популярностью среди рабочих. В его проповедях явно прослеживался социальный подтекст.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, царское правительство, желая отвести рабочую массу от опасного союза с либеральной общественностью и в то же время как-то контролировать ее, дало согласие на создание, по существу, первого в России профсоюза — «Собрания петербургских фабрично-заводских рабочих».
«Кровавое воскресенье»
В конце 1904 года Гапон, неоднократно выступавший за создание так называемого социального государства, но так и не получивший поддержки со стороны властей, обратился к социал-демократам, а затем и к либеральной интеллигенции, к социалистам-революционерам, которые откликнулись на его начинания. Возникла идея составить петицию и пойти с ней к царю. Спусковым механизмом в осуществлении этой затеи стала стачка на Путиловском заводе с увольнением нескольких членов гапоновского общества. Чем не повод апеллировать к царю-батюшке, защитнику и покровителю?
Что сделал Николай? Не желая уступать давлению, перед приходом демонстрации он просто покинул Петербург. Расхлебывать сложившуюся ситуацию пришлось петербургскому начальству: Фуллону, Святополк-Мирскому.
И вот 9 (22) января колонны рабочих начали стягиваться к центру Петербурга. В этих рядах были и вооруженные революционеры, в любой момент готовые воспользоваться предоставившимся шансом начать революционные действия. Возглавлял колонну Гапон, который понимал, что идет на большой риск. Несмотря на выставленные войска, он надеялся, что государь вступит с демонстрантами в политический диалог. Однако этого не произошло. Власть ответила огнем.
Развернутая против собственного народа война потрясла страну, либеральную интеллигенцию, широкие массы. Престиж самодержавия был подорван.
Первая российская революция: итоги
После январских происшествий Святополк-Мирский был смещен с политической сцены. Председатель кабинета министров Сергей Юльевич Витте, вернувшись из Портсмута, предпринял попытку убедить царя в необходимости тех или иных политических сдвигов и перемен. Николай на это не согласился. Тем временем обстановка в стране становилась все более и более накаленной: продолжились акты терроризма, рабочие волнения вспыхивали то в одном, то в другом городе, развернулось национальное движение и, пожалуй, самое страшное для самодержавия, начались некоторые колебания в армии.
В июне 1905 года взбунтовалась команда броненосца «Потемкин». За ней, уже в ноябре, на Черноморском флоте под руководством лейтенанта Шмидта восстали матросы «Очакова». Но все это были неподготовленные выступления, вспышки. Армия по-прежнему оставалась лояльной Николаю II.
Переломным моментом, вынудившим государя пойти на широкие уступки, стала Октябрьская забастовка 1905 года. 17 октября был принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка или, как он вошел в историю, Октябрьский манифест, который провозглашал введение гражданских свобод, а также выборы в Государственную думу.
В это время стремительно формировались, а точнее выходили из подполья, политические партии: Конституционно-демократическая во главе с Милюковым, «Союз 17 октября» под началом Гучкова, «Союз русского народа», возглавляемый Дубровиным, и ряд других.
В марте — апреле 1906 года прошли выборы в Государственную Думу. Результат их был достаточно неожиданным: черносотенцы потерпели полное поражение, успех был на стороне трудовиков, либеральных партий. Избранные депутаты стали требовать аграрного закона, дальнейшего ограничения самодержавия. Николай II церемониться не стал. Он назначил премьер-министром Петра Аркадьевича Столыпина, который в ноябре 1906 года анонсировал аграрную реформу, а Думу распустил.
Следующая, вторая по счету, Государственная дума была избрана весной 1907 года. Она оказалась еще радикальней предыдущий. В июне 1907 года Столыпин решился и на ее роспуск.
Так подошла к концу Первая российская революция. Она оказалась незавершенной, но и не потерпела полного поражения. События 1905 — 1907 годов принесли ряд важных итогов. Во-первых, было ограничено самодержавие. Во-вторых, пусть и частично, но все-таки соблюдались провозглашенные гражданские свободы. Они стали несколько шире. В-третьих, рабочие получили право на создание профсоюзов и на проведение экономических стачек, то есть на борьбу за свои права уже в легальном пространстве. И, наконец, были начаты столыпинские аграрные реформы.