Иоганн Вольфганг Гёте и популяризация образа Гёца фон Берлихингена
Гёте формировал романтический образ рыцаря на основе жизнеописания Берлихингена, которое рыцарь писал ещё при жизни. Хотя, как утверждал один из корифеев немецкой социальной истории Фолькер Пресс, воины времён Тридцатилетней войны прекрасно знали о дворянине с железным протезом руки и зачитывались его автобиографией, ведь на её страницах автор рассказывал о своих лихих сражениях с городской администрацией и могущественными князьями.
На волне внутриполитических перипетий рубежа XVIII-XIX столетий у немецкой интеллектуальной элиты периодически возникала тяга к прошлому и попытке осмыслить роль в истории отдельных выдающихся личностей. Текст «Жизнеописания рыцаря с железной рукой», законченный в 1567 году после смерти Берлихингена, не раз переиздавался. В эпоху становления Германской империи во второй половине XIX века и в пору рождения немецкой исторической школы, публицисты и учёные стряхнули пыль с забытых героев, напомнив о них общественности выпуском ряда тематических статей. Итоги Первой мировой войны похоронили не только старый порядок, но и задвинули в тень портреты представителей немецкого неоромантизма.
Но уже с приходом в 1933 году к власти национал-социалистов ситуация резко изменилась: на волне формирования «народной истории» ощущалась острая необходимость в забытых мифах и героях. Эпоха Реформации и события Крестьянская война в Германии подходили как нельзя кстати. И, конечно же, в этой связи на себя обратил внимание образ благородного рыцаря-разбойника с железной рукой. В 1943 году имя Гёца фон Берлихингена было присвоено 17-ой панцергренадёрской дивизии СС, которая вела бои на западном фронте во время высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года. Её боевой путь закончился в мае 1945 года в Баварии: дивизия сдалась американским войскам.
В послевоенные годы на Гёца фон Берлихингена стали обращать внимание в большей степени как на историческую фигуру, а не на литературного персонажа. Налёт пропаганды постепенно слезал с портретов знаковых личностей немецкого прошлого. Монографии и статьи немецких историков подогревали интерес к истории рыцаря с железной рукой, равно как театральные постановки и экранизации пьесы Гёте.
Лихая юность Гёца фон Берлихингена
Готфрид фон Берлихинген, рожденный около 1480 года в Ягстхаузене, что на современной территории земли Баден-Вюртемберг. Происходил он из знатной рыцарской фамилии, которая была известна с XII столетия и имела долю в основании цистерианского монастыря Шёнталь. Гёц был последним из 10 детей Килиана фон Берлихингена и его третьей супруги Маргареты фон Тюнген. Семья не купалась в золоте и не позволяла себе вести праздный образ жизни. Однако тесные связи с другими дворянскими семьями и дворами местных господ давали определённые преимущества. Отец и дядя Берлихингена служили различным влиятельным фигурам во Франконии, а также маркграфу Бранденбурга.
Детство Гёц провел со своими тремя братьями в постоянных скачках, драках и поездках. У него не было тяги к чтению и письму, но всё же эти навыки он освоил. Его куда больше увлекало военное дело.
В 15 лет, будучи пажом в свите бранденбургского маркграфа Фридриха Старого, Готфирид побывал на знаменитом Вормском рейхстаге 1495 года. Через 2 года Берлихинген отправлялся в походы на Бургундию, Лотарингию, Брабант и Швейцарию. В конце XV столетия швейцарцы вступили в противостояние с императором Максимилианом I и городами Швабского союза.
По возвращению домой, молодой рыцарь и его брат Филипп знакомятся с Гансом фон Массенбахом (Талакером), он же — «Чёрный Ганс». Это был настоящий «раубриттер» (рыцарь-разбойник): барон занимался грабежом, похищал людей и промышлял разбоем. Почти два года провели молодые люди в банде «Чёрного Ганса», но связь с работниками ножа и топора едва ли не закончилась трагедией для юных аристократов. Спас братьев от опалы дядя Нитхард фон Тюнген, который укрыл их в своем замке Соденберг.
Тем временем, в 1502 году маркграф Бранденбурга вступает в конфронтацию с Нюрнбергом. Гёц и там проявил свою прыть и храбрость. В 1504 году Берлихинген принял участие в распрях между Швабским союзом и баварскими Виттельсбахами. Рыцарь служил под знамёнами баварского герцога Альбрехта. В битве при Ландсхуте в 1504 году Берлихинген получил увечье, которое навсегда изменило его жизнь. Во время сражения Гёца случайно задел выстрел из боевых порядков герцога.
В итоге — Берлихинген потерял руку. Герцог предоставил раненому самый лучший уход из доступных на тот момент. Спустя 8 месяцев Гёц оправился от травмы: мастер изготовил железный протез руки. Но рыцарь не переставал беспокоиться о своей дальнейшей судьбе.
Рыцарь-разбойник
Выбор занятий был невелик: идти в духовное сословие, поступить на службу к князьям и управлять хозяйством или же пойти в ландскнехты. Однако Берлихинген решил идти своей дорогой: его привлекала борьба с засильем городских чиновников и подданных князей, которые откровенно заполонили местные ландшафты. Постоянно происходило столкновение властных и хозяйственных интересов на юго-западе Германии.
Гёц фон Берлихинген возглавил небольшой отряд, который проводил различные вероломные акции против городской администрации Кёльна (1508−1510), Нюрнберга (1512−1514), Майнца (1515−1516). Цель их состояла в том, чтобы укрепить положение клиентеллы Берлихингена в городах и городской округе. Это были и ответные похищения купцов, и вымогательство, и грабежи. В итоге, имперские власти объявили Берлихингена вне закона, и сам Максимилиан I взялся за банду беспокойных рыцарей. Во время борьбы с Майнцем Гёц попал в плен и только заступничество Франца фон Зиккингена спасло его от казни.
В 1517 году Берлихинген приобрёл замок Хорнберг на реке Неккар, обручился с Доротией Гайлинг. Он поступил на службу к герцогу Ульриху Вюртембергскому, руководил целым округом Мекмюль. Но вражда с городами Швабского союза так и не кончилась: в 1519 году он оборонял вверенный ему участок от войск этой организации. Этот очень яркий сюжет Гёте использовал в своей пьесе, но в тексте Гёц обороняет свой замок от подразделений императора. Тем не менее, Берлихенген был схвачен и провёл 4 года в тюрьме, пока его верный друг и заступник Франц фон Зиккинген не внес за него залог. Гёц принёс клятву более не враждовать с руководством Швабского союза.
Рыцарь-бунтарь
Но не тут-то было: в 1522—1523 году взбунтовались верхнерейнские, швабские и франконские рыцари против могущества светских и духовных князей. Мелкое дворянство было совсем недовольно своим экономическим и правовым положением: они были задавлены влиянием крупных городских и княжеских корпораций. Идейными вдохновителями этого восстания стали Франц фон Зиккинген и Ульрих фон Гуттен. Напав на архиепископа Трира, рыцари не получили массовую поддержку, а попросту растерялись и не смогли открыто выступить против князей. Гёц оказывал поддержку своим братьям по оружию, но не смог спасти их от смерти и репрессий.
В 1524 году восстали и крестьяне: выйдя под знамёнами Реформации, простолюдины вооружились и стали громить дворянские поместья. Их судьба постепенно стала волновать и Гёца фон Берлихингена. 24 апреля 1525 году в окрестностях замка Хорнек в городке Гундельсхайм крестьянские вожди пригласили знаменитого рыцаря возглавить один из отрядов восставших. Гёц согласился при условии беспрекословного подчинения ему крестьян, а также велел не громить дворянские хозяйства. Под руководством опытного воина, крестьянская банда превратилась в настоящее боевое подразделение. Во Франконии он взял под командование боевую группу «Оденвальд», а в последствии возглавил и более крупный «Светлый отряд». Грабежи и разбой продолжался.
Понимая, что восстание не имеет чётких целей и задач, Гёц постепенно стал отстраняться от бунтарей. 28 мая 1525 года Берлихинген ушёл из руководства крестьянскими отрядами.
«Старость рыцаря с железной рукой»
На Рейхстаге в Шпейере в 1526 году его признали невиновным в злодеяниях и преступлениях во время Крестьянской войны. Но через 2 года рыцарь попал в заточение в Аугсбурге за свои бандитские операции против Майнца и Вюрцбурга. Через пару лет Берлихингена выпустили из тюрьмы под залог в 25000 гульденов, однако ограничили его свободу 3 годами домашнего ареста.
До глубокой старости Гёц вёл мирную жизнь в своем замке Хорнберг. Ещё несколько раз он будет выступать в военные походы, но уже под флагом императора Карла V против турок в 1542 году и против французов в 1544 году. Можно сказать, что служба в имперской армии реабилитировала его былые деяния.
Внезапно его охватила болезнь — он вернулся домой и стал жить мирной дворянской жизнью. За ним присматривали его соратники, долгое время он писал свое жизнеописание и занимался осмыслением своих поступков в прошлом. 23 июля 1562 года, рыцарь умер в замке Хорнберг. Готфрид фон Берлихинген был погребен в семейной усыпальнице монастыря ордена цистерцианцев Шёнталь.