Советские агенты
Довоенная советская резидентура в Германии исчислялась сотнями человек. В Турции советские агенты чуть было не осуществили социалистическую революцию. Из Парижа Москва получала донесения о закрытых заседаниях французского Генштаба. За всем этим шпионажем стоял начальник разведывательного управления РККА Ян Берзин.
Год издания: 1989
Страна: СССР
Сын латышского крестьянина Петерис Кюзис начал взрослую жизнь по-боевому — в 1905 году он поучаствовал в революционном разгроме городка Яунпилс. Восставшие убили полицейского писаря, разрушили участок, корчму и винную лавку, прихватив при этом всю выручку питейных заведений. Увидев казаков, революционеры разбежались, бросив трижды раненого Петериса. На него власти и повесили весь разгром, но так как подсудимому на момент преступления не было еще и шестнадцати, он отделался всего лишь восемью годами каторги, да и этот срок сократили. В 1909 году Кюзис стал профессиональным революционером. Из очередной сибирской отсидки он сбежал с документами на имя Яна Карловича Берзина. Подложная фамилия стала партийным псевдонимом.
Активный участник октябрьского переворота Берзин успел поаппаратствовать в Совнаркоме и покомиссарить в Красной армии. В 1919 году он так отличился при подавлении ярославского мятежа, что его позвали в ВЧК, а через год перевели в разведуправление Красной армии. Плохо образованный Берзин спешно закончил рабочий университет и, чтобы увидеть мир, в котором ему предстояло шпионить, попросился в загранкомандировку — посетил Берлин, Варшаву и Прагу. После этого турне дела у нового разведчика неожиданно пошли на лад. В 1924 году Берзина назначили начальником 4-го (разведывательного) управления штаба РККА.
Следующее десятилетие считается расцветом советской внешней разведки.
Берзину приходилось постоянно конфликтовать с конкурентами из ОГПУ НКВД и товарищами из Коминтерна. Агентов этих организаций ему запрещали использовать в разведывательной работе, чтобы не скомпрометировать мировое коммунистическое движение. Тем не менее Берзину удалось наладить разветвленную сеть, накрывшую Западную Европу, Азию и США.
В 1935 году после ареста в Копенгагене сразу четырех советских резидентов Берзин был отстранен от работы. В 1936—1937 годах он был главным военным советником в Испании под фамилией Доницетти. Вернувшись в Москву, он вновь занял пост начальника разведупра РККА, где уже полным ходом шли чистки. Всего через полгода под них попал и сам Берзин. Его расстреляли 29 июля 1938 года.