После смерти императрицы Марии Александровны Екатерина Долгорукова даже стала официальной, хоть и морганатической, супругой Александра II. Придворные Екатерину не любили и называли её «дерзкой наложницей».
Письмо Александра II Екатерине Долгоруковой
Воскресенье, 2/14 февраля 1869, полдень
Твоё утреннее письмо застало меня в обычный час, когда встаёт солнце, но не смог тут же ответить тебе, дуся моя… Теперь я должен отправляться на парад, потом на концерт, где надеюсь встретить тебя…
4.30 после полудня
Наша встреча была очень короткой, как луч солнца, однако для меня и это было счастьем, и ты должна была это почувствовать, дорогая дуся, хотя я не осмелился даже остановить тебя, чтобы хотя бы пожать твою ручку. Я возвратился с концерта и должен покатать на санях дочку.
0.15. Полчаса как я вернулся с французского спектакля, где скучал до смерти, хотя и был счастлив иметь повод быть с тобой, моё счастье, моё сокровище, мой идеал. Завершение нашего вечера оставило у меня очень нежное впечатление, но я признаю, что был крайне опечален тем, что видел твоё беспокойство в начале, твои слезы причинили мне боль, потому что невольно я говорил себе, что тебе больше недостаточно моей любви, нет, скорее, что те короткие мгновения, которые я мог тебе уделить каждый день, не были достаточной компенсацией тебе за потрясения, неудобства и жертвы твоего нынешнего положения. Я думаю, что нет нужды тебе повторять, дорогой ангел, что ты — моя жизнь, и что всё для меня сосредоточено в тебе, и именно поэтому я не могу хладнокровно смотреть на тебя в твои минуты отчаяния… Несмотря на всё моё желание, я не могу посвятить свою жизнь только тебе и жить только для тебя… Ты знаешь, что ты — моя совесть, моей потребностью стало ничего от тебя не скрывать, вплоть до самых личных мыслей… Не забывай, дорогой мой ангел, что жизнь мне дорога потому, что я не хочу потерять надежду посвятить себя целиком только тебе…
Люблю тебя, дуся моя Катя.
Понедельник, 3/15 февраля, 08.15 утра
Хотел бы проснуться в твоих объятьях. Надеюсь вечером, часов в 8, встретиться в нашем гнёздышке… Твой навсегда.