Кропоткина ждала не менее торжественная встреча, чем та, которой удостоился в апреле того же года Ленин. Присутствовал почетный караул, оркестр играл «Марсельезу». В июне Кропоткин написал письмо украинцам, которое так и не отправил. В эмоциональном, богатом образами документе Петр Алексеевич просил украинцев не порывать с Россией, а ориентироваться на новую жизнь в рамках федерации свободных народов.
Фрагменты из послания Кропоткина, которое так и не дошло до адресата:
Позвольте сказать вам, братья, что все, чему учит нас история и чему научил меня долгий жизненный опыт, ведет к заключению, что самою сильною помехою расцвету народной жизни, которую мы все желали, было бы образование независимых государств из народностей и областей, входивших в состав Российской Империи. В таких государствах повторилось бы, но в больших размерах то, что мы видели в балканских и скандинавских государствах, а также в соперничестве Германии и Австрии.
Каковы бы ни были политические планы и ошибки отдельных лиц, нельзя допустить мысль, чтобы большинство украинского народа, видя, каковы планы Германии и Австрии на порабощение — экономическое и политическое — русского народа, зная, каковы были бы последствия германо-австрийской победы на востоке, и понимая, что такая победа была бы только началом новых претензий на порабощение и русского, и украинского народа, и всех других народов, обитающих в России, — нельзя допустить, чтобы, зная и предвидя это, мыслящие люди Украины не подумали о том, что нанести такой удар в такую минуту русскому народу было бы одним из тех преступлений, которые потом тяготят как проклятие народы, совершившие такое преступление. История знает несколько таких преступлений. Но она уже говорит нам, какой тяжелой ценой расплачивались потом народы, допустившие такую ужасную ошибку.
Братья, не рвите вековой связи! С обновленною Россией вы сможете жить по-братски. А сливая воедино творческую устроительную работу жизни двух столь близких народов, вы достигнете великих результатов в мировом строительстве Свободы, Равенства и истинного Братства.
П. Кропоткин.
24 июня 1917 года