Герой победы
Маршал Андрей Иванович Ерёменко оставил после себя потрясающе интересные дневники. Без купюр, сурово и довольно откровенно он рассказывает о том, что видит вокруг себя: об офицерах и солдатах, об операциях, которые он проводит, и многом другом, кстати, и весьма неожиданном.
«Товарищ Сталин значительно повинен в истреблении военных кадров перед войной, что отразилось на боеспособности армии», — это Ерёменко пишет в 1943 году, рассказывая о своем диалоге со Сталиным, состоявшимся 5 августа. Это был единственный раз, когда верховный главнокомандующий, да и то, всего на день, оказался на фронте.
Ерёменко может показаться брюзгой, но на то это и дневник, чтобы давать оценки без оглядки на окружающих. Пишет о бездарности офицеров, из-за которых гибнут солдаты, обвиняет генералов в барстве, а про Гречко пишет: «малоопытный командир и тоже мягкотелый».
Судьба Ерёменко похожа на судьбы других маршалов Советского Союза: он был призван в царскую армию и с этого момента с военной службой не расставался. Он обучался в Военной академии имени Фрунзе и перед войной успел сменить несколько должностей. Предвоенной мясорубки, повинным в которой он называл Сталина, он избежал. А после войны оставался на видных должностях по военной линии: был командующим Прикарпатским военным округом, Западно-Сибирским военным округом и, наконец, Северо-Кавказским военным округом.
Судьба типичного вояки: ранение в октябре 1941 года, но спокойная и вполне себе на лаврах кончина в собственной постели уже в 1970 году. Интересно, но маршалом он стал лишь спустя десять лет после окончания войны, в 1955 году. И это при том, что свои заслуги, в частности, в исходе Сталинградской битвы, он считал недостаточно оцененными.