Оксана Киянская
Это мой давний спор с коллегами. Многие считают, что у декабристов не было шансов, потому что сильная армия, верная царю, потому что трудно сказать, насколько бы удалось декабристам распропагандировать эту армию, общество было не готово и так далее. Но мне кажется, что в том виде, в каком этот переворот замышляли декабристы — тоже с опорой на армию, с опорой на дисциплину, тоже с элементами дворцовых переворотов — шансы у декабристов были. Потому что армия действительно привыкла к единоначалию, а тот, кто первый отдал бы определённый приказ, мог стать победителем. Кроме того, армия была очень недовольна, она была одной из самых проблемных социальных групп начала XIX века. Если говорить о главных причинах провала восстания, мне кажется, что здесь это человеческий фактор. Потому что на всём протяжении истории тайных обществ внутри этих обществ шла борьба за лидерство. Они не могли договориться, кто главный: кто главный идеолог, кто главный практик, кто встанет во главе государства в случае победы. Всё это рвануло 14 декабря, когда даже не удалось создать единый план действий. У каждого был свой план. И вот обломки этих планов мы видим на Сенатской площади.
Александр Закатов
Дело в том, что оно, конечно, совершенно не было подготовлено. Настроение абсолютного большинства народа не соответствовало желанию декабристов свергнуть династию Романовых и заменить государственный строй или на совершенно символическую монархию, или на республику. Их не могло поддержать большинство народа, в том числе крестьянского. Народ чуждался вероломства. И тот обман, который был допущен, когда они объяснили нижним чинам, что якобы они защищают законного императора Константина, которого они на самом деле тоже хотели убить, и то, что призывали за конституцию, а когда солдаты спросили, кто такая конституция, сказали, что жена Константина. То есть во всем у них присутствовала ложь. И эта ложь их погубила, потому что если бы они были честными людьми, то они, может быть, боролись бы за свои идеалы, может быть, даже прибегали к каким-то таким радикальным действиям, но удержались бы всё-таки более или менее в рамках закона, их диалог с властью мог сложиться по-другому. Их подвела ложь. Потому что они были неискренни.
Да не было у них никаких целей , которые были бы сформулированы четко и ясно. Одни непонятные лозунги. Хотелось смуты и революции. Кому-то Константина на престол. кому-то эфемерных свобод и конституции. А в итоге - обычный бунт, бессмысленный и беспощадный. Какой такой уж свободы они могли в Европе насмотреться? Где она там свобода то была? Они героически воевали с Наполеоном, но потом в мозгах сдвиг произошел. И захотелось на Родине замутить что-то. Вот только обошлось это большой кровью, сколько людей побили. Эти свободолюбивые, прогрессивные аристократы самоудовлетворение решили получить за чужой счет - выведя на Сенатскую гвардейские полки, простых темных солдат, повинующихся приказу. Так и не понявших никогда, зачем и почему. И за что их пушками, и под лед. А потом шпицрутенами, кто остался. И на юге так же. И тем же кончилось. Баре повеселились, а солдатиков поубивали. И бы всем высшую меру дать , за одно это уже можно было. Вот цена благородства !
"Мы не будем увенчаны...
И в кибитках,снегами,
Настоящие женщины
Не поедут за нами.")))
АЛЕКСАНДР ЗАКАТОВ: "Кроме того, все они были помещиками, у всех были крепостные крестьяне, и главный лозунг — отмена крепостного права — мог быть ими реализован совершенно мирным путём,"
Насколько я помню (могу конечно ошибаться), главным лозунгом у декабристов была не отмена крепостного права, а установление (у некоторых де-юре, у некоторых де-факто) республики и гражданского равенства. При последнем крепостное право просто ликвидировалось бы как следствие, а без него даже формально освобожденный крестьянин оставался "казенным" бесправным существом -- что и было продемонстрировано после 1861 г. Просто произвол помещика сменился бы произволом чиновников. При таких условиях быть крепостным человеком, скажем, князя Трубецкого было выгодней -- как-никак крестьянина это имя защищало от откровенного грабежа мелких начальников.
Помнится также, что некоторые декабристы -- Якушкин кажется -- своих крестьян все-таки пытались освободить, но те не захотели освобождаться без земли.