С высоты колокольни человека, который занят на семинарах по блокчейну или майнит день-ночь биткоины (не я), Древняя Греция или Древний Рим превратились лишь в пыльные книжки в дальнем углу на полке где-то там под потолком, куда без стремянки не долезешь. Но вот читаешь всяческую литературу по античной теме, и нет-нет, но так и бросаются в глаза малюсенькие, но тем более показательные моменты, которые как раз и связывают наш, две тысячи восемнадцатый, год с их, давно ушедшей, эрой.
Знаете эти тонны подарочных кружек с какими-нибудь образцово дурацкими надписями? Вроде «I work hard so my dog can have a better life» или пожеланиями хорошего дня, или хохотулечки типа «Coffee because it’s too early for beer». Есть еще совершенно гениальные кружки с пробкой: вытащил пробку и ушел, и кроме тебя из твоей кружки никто уже не попьет. Проблема кружек, видимо, стоит остро в офисной культуре. Тем интереснее, что этой проблеме кружки на рабочем месте уже много тысяч лет. Например, мы лишены счастья любоваться одним из семи чудес Древнего Мира — статуей Зевса работы Фидия (ок. 480−430 гг. до н. э.). Зато, когда откопали мастерскую скульптора, нашли чашку, на которой написано «Я принадлежу Фидию» (мой источник — Greek Art, автор John Boardman, но в Википедии на страничке статуи Зевса это тоже написано, можно было целую книгу не читать, да). Скульптура скульптурой, а за чашкой следить никто не отменял.
Опять же на выставке «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства» (Пушкинский музей, 2017 год) был представлен сосуд с надписью «Содомируй сам с собой, [имя оскорбляемого]". К сожалению, воспроизвожу текст по памяти, потому что фотографировать на выставке было запрещено, в интернете я не могу найти ничего про этот сосуд, есть только вот такой кусок амфоры, но какое именно оскорбление на нем написано, я не знаю.
Сути это не меняет: чашка была и остается универсальным средством выразить себя и свое отношение к окружающим, хоть в V веке до нашей эры, хоть в XXI нашей.
Перейдем к чему-нибудь более фундаментальному, нежели керамика. Мы каждый день привыкли слышать со всех сторон о пагубном влиянии больших городов примерно на все. Мегаполисы вытягивают из нас энергию, портят психику и даже вызывают прыщи и морщины. Город — всегда жадный злодей, которому вечно мало наших времени и денег. Поэтому умные люди покупают себе трехэтажные дома, огораживаются двухметровым забором и вдоволь единятся с природой, насколько сил хватает.
Разумеется, идея эта не нова. Уже в Древнем Риме граждане начали испытывать лютый стресс от тогдашних городов. Лирический герой поэта Тибулла (примерно 50−19 гг. до н. э.) страдал от страшной дилеммы. Он мечтал жить спокойной сельской жизнью в своем небольшом поместье. Но только тогда был бы счастлив, когда эту жизнь с ним разделила бы любимая женщина. Но она была дамой строго городской и в пастораль никак не вписывалась. Так герой и мучился в городе со своей любовью и несбывшейся мечтой:
А если продолжать тему вилл, то да, уже тогда было круто отгрохать себе резиденцию где-нибудь на озере Комо. Например, у Плиния Младшего (61−113 гг.) вилл было не одна и даже не две в разных местах Римской Империи. И проводить на них время приятно и со вкусом он умел. Помимо сохранившихся описаний блюд на его банкетах есть и упоминание о том, как изящно проходили некоторые застолья. Что может быть лучше, чем под теплым итальянским солнышком расположиться с гостями возле любимого фонтана. На его мраморный парапет ставили большие блюда, а закуски брали с проплывавших по водной глади блюд в форме маленьких кораблей и водоплавающих птиц. И — изящество. И империя. Изящество И Империя.
Понятное дело, античным предкам далековато до наших межконтинентальных перелетов, мобильной связи четвертого поколения и машин с автопилотом. С другой стороны, нам все равно было бы о чем поговорить с ними за бокалом вина: кто пил из моей чашки сегодня в мастерской, как долго добираться до приличной мясной лавки на другом конце города и когда наконец лето, чтобы сбежать уже из всей этой грязной суеты и несколько недель подряд изнывать от безделья где-нибудь на берегу чего-нибудь.
***
Картинки в порядке появления:
- Чашка Фидия. Археологичечкий музей в Олимпии. Автор фото: Иван Пуантюрье.
- Фрагмент амфоры. Ок. VI-V в. до н. э. Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория». Фото: госкаталог.рф.
- Фреска с виллой на побережье. I век н. э. Стабии. В коллекции Археологического музея Неаполя (насколько я знаю).
А потом находишь в своей чашке чужую пробку...
Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции, у моря.
И от Цезаря подальше, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться... .
”ПИСЬМА РИМСКОМУ ДРУГУ”
ИОСИФ БРОДСКИЙ
(Из Марциала)
Образ уносимой - пробки - от кружки произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Высокие, однако, отношения в закордонных офисах (если судить по источникам).
Разве недостаточно убрать свою чашку в ящик стола... А для гостей в нормальных офисах есть гостевые чашки.
"У нас проблемы, Ватсон.."
Конечно, это скорее из области приколов, нежели реально насущного предмета в офисе. Но согласитесь, эффект производит